11 мая 2016, 19:12 11 мая 2016, 20:12 11 мая 2016, 21:12 11 мая 2016, 22:12 11 мая 2016, 23:12 12 мая 2016, 00:12 12 мая 2016, 01:12 12 мая 2016, 02:12 12 мая 2016, 03:12 12 мая 2016, 04:12 12 мая 2016, 05:12

Пейзажи и православную живопись Александра Харитонова выставили в столице

  • Картинка
  • Пейзажи и православную живопись Александра Харитонова выставили в столице
  • Картинка
    Пейзажи и православную живопись Александра Харитонова выставили в столице
  • Пейзажи и православную живопись Александра Харитонова выставили в столице
Искусство Харитонова никогда не было вызовом или "пощечиной общественному вкусу", но тем не менее, искусствоведы относят его к русскому авангарду, а именно – к "православному неомодерну".

Неповторимый художественный язык Александра Харитонова узнается сразу. Живописными средствами он создавал и миражи символизма, и мерцание византийской мозаики, и драгоценную вязь средневекового шитья. При этом оставаясь художником-самоучкой. Искусство Харитонова никогда не было вызовом или «пощечиной общественному вкусу», но тем не менее, искусствоведы относят его к русскому авангарду, а именно – к «православному неомодерну».

Выставки работ Александра Харитонова проходят довольно часто. Его искусство востребовано, и во многом это заслуга его вдовы Татьяны Соколовой. Она как куратор организовала более 30 выставок. И каждый раз выбирает новую площадку. В новую экспозицию включила пейзажи и православную живопись мастера. К ним художник подходил по-разному. В пейзажах чувствуется влияние импрессионистов, но главное – это метафизический взгляд Харитонова на природу. Он будто видел и воплощал её нематериальную основу.

«Саша Харитонов обычно говорил: дунешь, и все исчезнет. Вот так он писал свои пейзажи. Я о его пейзажной живописи говорю, что это картины иного мира. А вообще Алексанр Васильевич был, конечно, фантастическая фигура», – отметила куратор выставки, вдова Александра Харитонова Татьяна Соколова.

Верующим Александр Харитонов был с детства. Много времени вместе с бабушкой проводил в Новодевичьем монастыре – жили неподалёку. А религиозные сюжеты стали для художника центральными в 70-х. Он изобрёл для них новую технику – сочетание пуантилизма с традициями византийской и древнерусской иконописи и древней церковной вышивки камнями, жемчугом и бисером. Необычен был и сам процесс работы: сначала Харитонов наносил на полотно крест, а потом покрывал его сорока слоями.

«Он был "свечи тихие", как мы говорили, то есть он мир воспринимал радостно, как прекрасный божий дар – и человека так воспринимал, и историю. Это его личное, это его "я", отсюда и порождение его манеры, которая и отличает Харитонова от любого другого художника», – подчеркнула искусствовед Лидия Иовлева.

В 1986-м художник заболел, его частично парализовало – писать картины продолжал только левой рукой. К болезни отнёсся со смирением, посчитал ее своего рода схимой. Несколько раз Харитонов переживал клиническую смерть, но будто что-то неведомое возвращало его к жизни. Он воспринимал это как особый знак и с еще большим рвением создавал картины, главным посланием которых была мысль, что жизнь – это великий дар и лишь часть вечности.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация