В Магадане исполнили произведения репрессированного композитора Всеволода Задерацкого
Музыка для Магадана. Пианист и музыковед Яша Немцов прилетел сюда из Германии, чтобы сыграть концерт под названием «Музыкальный гений на Колыме». Он, единственный в мире, за один вечер исполняет цикл произведений Всеволода Задерацкого − все «24 прелюдии и фуги». Как это было, расскажет Анастасия Якубек.
Рояль Kawai перед концертом натирают до блеска. Пианист Яша Немцов шутит: буду ли я блистать так же в этот вечер, как блестит рояль. Инструмент хороший. Бороться с ним не придется.
«На меня это влияет, как люди сидят, как смотрят, как они дышат, как реагируют. Я это чувствую во время игры», − поделился пианист Яша Немцов.
Чтобы слушатель оказался в нужном состоянии еще до концерта, позаботились организаторы. Зрителей встречает выставка, подготовленная краеведческим музеем. Жизнь Всеволода Задерацкого и Яши Немцова, композитора и пианиста. История двух музыкантов, рассказанная в фотографиях и дружеских шаржах.
Это − вечер парадоксальных премьер. Многие открывают для себя два имени: композитора Задерацкого и пианиста Немцова. Хотя один сидел на Колыме в конце 30-х. Другой в начале 60-х родился здесь же. Магадан как на ладони, хмурый, своеобразный. Перед предстоящим концертом пианист приезжает за нужным настроением к «Маске скорби». Отец Яши Немцова был репрессирован в 38-м, сидел в Севвостлаге. Как и человек, творчество которого пианист изучает последние годы.
«Если сравнивать эти циклы: "24 прелюдии и фуги" Шостаковича и "24 прелюдии и фуги" Задерацкого, то Задерацкий круче. Это совершенно однозначно. Это не только мое мнение. Это подтверждают практически все коллеги, которые слышали и ту, и другую музыку»,− отметил Яша Немцов.
Произведение, написанное Задерацким в лагере, сегодня называют открытием XX века. Композитор за 12 лет до Шостаковича возродил барочный жанр «прелюдия и фуга». Знакомство пианиста с этой музыкой было непростым. Яша Немцов, изучая творчество репрессированных композиторов, наткнулся на фамилию Задерацкого.
Когда в руки попали ноты, понял, музыка наисложнейшая. Три месяца не решался играть. А потом потребовалось три года репетиций, чтобы исполнить почти трехчасовое произведение. Первым в мире. Пианист играл эту музыку в Германии, Израиле, США, в столице России. После забвения и скитаний, благодаря Яше Немцову, композитор Задерацкий снова приехал в Магадан.