"Элегантность и роскошь ар деко" представляют Музеи Московского Кремля
Музеи Кремля сегодня встречают богатейшую коллекцию одежды и украшений из Института костюма Киото и знаменитых европейских ювелирных домов. Название выставки «Элегантность и роскошь ар деко». Стиль уникальный: возник в 1920-е годы как реакция на лишения и аскетизм после Первой мировой войны и словно назло им стал воплощением роскоши и гламура. Этот стиль был вдохновлён европейской классикой и модернизмом, культурой древних цивилизаций, народными традициями, бурным развитием технологий. И отразился на всех видах искусства - от архитектуры и живописи до моды и дизайна.
Выставка «Элегантность и роскошь ар деко» настолько масштабна, что занимает два музея Кремля – палату Патриаршего дворца и Успенскую звонницу. Даже то, как показана эта экспозиция, заимствовано из эпохи модерна.
Впервые показывать вместе ювелирные украшения и костюмы решили в 1925 году в Париже на Международной выставке декоративных и промышленных искусств. Именно из названия той выставки и родился термин «ар-деко».
Фотографии той поры – в павильоне под названием «Элегантность». На манекенах – драгоценности из дома Луи Картье. Он писал тогда, что отныне не существует материала легче платины, что его золотые и серебряные оправы подобны доспехам. А чтобы создать такие тонкие и изящные структуры в украшениях, Картье изучал сцепления спальных вагонов.
«Я покажу вам эскиз украшения для корсажа – брошь из платины с ониксом и бриллиантами и изумрудами, 38 сантиметров, на шелковых тканях, которые даже не деформировались под ней – это было достижение эпохи ар-деко», - отметила автор концепции и куратор выставки Лариса Пешехонова.
Тогда научились сочетать бриллианты в виде полумесяца и пуль с каплями изумруда, как в колье от Van Cleef & Arpels – его диадемы всегда украшают любимых героинь в романах Ремарка. В эпоху, когда появились коктейльные вечеринки, блеск и лёгкость украшений повторялись в тканях, струящихся вдоль тела. Многие из этих платьев, говорят, ничего не весят.
«Такое платье могла себе позволить только очень состоятельная дама – при кажущейся простоте, придумана интересная техника. Представьте: на женщину надета туника на тончайших бретельках – вокруг неё обмотана в три слоя, по спирали, ткань – и больше здесь нет ничего. Таким образом создан этот шедевр!» - рассказала автор концепции, куратор выставки Светлана Амелёхина.
Ар-деко опиралось на самые разные традиции и культуры. Геометрия экстравагантных платьев узнаваема.
«Японское кимоно с его чёткими формами и треугольными рукавами – очень простая одежда на первый взгляд. Именно она в эпоху ар-деко вдохновляла модельеров Европы и всего мира. Цитаты из нашего древнего костюма можно увидеть в этих платьях и пальто», - пояснила куратор Института костюма Киото Макото Ишизеки (Япония).
Здесь захватывает дух только от списка материалов, из которого сделано одно вечернее платье: шелковый газ, бронзовый шнур, золотая нить… Вещи и предметы эпохи ар-деко поражают яркостью, элегантностью, вкусом. Вместе с тем, в той роскоши не было ни капли излишества и вульгарности.
Читайте также: