Новая выставка в Музее современного искусства посвящена юбилею Людмилы Петрушевской
Выставку в Московском музее современного искусства, посвященную грядущему юбилею Людмилы Петрушевской, назвали «Петрушествие». Словотворчество, игра смыслов - в духе писательницы. Юлия Струкова - о вернисаже.
В слове «Петрушествие» – будто соединились путешествие, сумасшествие и любое другое погружение в мир Людмилы Петрушевской. Вот и придется посетителю бродить по очень разным комнатам воображаемой квартиры литературного классика. В одной – фотографии и биографические документы Петрушевской. Комнату устроители называют «краеведческий музей».
«Есть комната «худсовет», где разбирают ее и ругают. Как и было в 1983 году, когда через три представления в «Ленкоме» сняли спектакль «Три девушки в голубом», потому что пришел Лигачев, и ему не понравилось. И вот это разбор этого всего», - объяснила куратор выставки Анна Наринская.
«Зеркальный перевертыш» – это театральная комната. На потолке – декорации пьесы «Московский хор» 2002 года, она шла в БДТ. Внизу – воображаемые декорации к любой из пьес Петрушевской. Рядом – главное помещение. Виновница торжества называет его «кабинет драматурга». Почти все вещи здесь из квартиры Петрушевской. Немецкий стол, купленный в комиссионке на один из гонораров. Машинка, подаренная мамой в 1957 году.
«Это не реконструкция, а фантазия на тему, то эта комната изобилует моими вещами и вещами Анны Наринской. Мы все внесли туда свою лепту, перемешались в этой комнате», - рассказала автор выставки Катя Бочава.
Выставку к юбилею задумал сын Петрушевской - Федор. Экспозиция стала для самой Петрушевской большой неожиданностью. Вот ее первые впечатления как человека, внимательного к деталям.
«Надо снять чехол, машинка никогда в чехле не стояла. Ботинок этот в жизни не надену. Ну что это такое вообще», - говорит она. Святая святых – части архива Петрушевской. Можно рассмотреть, как пришедшее вдохновение она фиксировала на том, что было под рукой. Даже на полях газеты.
Вот этот шифр – обозначение произведений в разных изданиях. Так кропотливо Людмила Петрушевская готовила собрание сочинений, потом вышел пятитомник.
«Я ничего этого не видела. Я ошеломлена. Я просто переехала из старого гнезда, думала, все забрала, а там оказалось множество этих вещей. Я шокирована. Это архив. Его нельзя показывать. Я бы ни за что не стала этого делать. Но Федечка, он всегда распоряжался», - признается Петрушевская.
В коридорах квартиры-трансформера некие странные существа в разных одеждах с протянутой рукой. Будто символ ее произведений. Вроде бы знаешь, что они означают, но появляются новые вопросы, ответы на которые опять надо искать.
Читайте также: Людмила Петрушевская: "Каждый писатель должен создать свой язык. В моем случае - это несколько языков"