Фотоархив Евгения Халдея возвращён в Россию. Беседа с адвокатом Дэниелом Ротштейном
К столетию со дня рождения фотографа Победы Евгения Халдея в столичном Мультимедиа Арт Музее открылась большая ретроспектива его работ. Cамые знаменитые знакомы всем.
Со знаменем победы – кадр постановочный, но от этого не менее правдивый, и надо признать и принять этот парадокс. Снимок улыбающейся регулировщицы Победы, фотографии, сделанные в знаменитом зале номер шестьсот, где проходил Нюрнбергский процесс. Халдей своей работой жил, и войной жил, даже когда она закончилась – в 60-е снова снимал фронтовиков, героев прежних своих фотографий. И вот все эти снимки и есть большая жизнь Евгения Халдея. Жизнь советского хроникёра. Его фотоаппарат которого, конечно, чаще был направлен туда, куда указывал курс партии и правительства, но даже его снимки, отражающие советский образ жизни, в директивном понимании этого термина, совсем не так фальшивы, как может кому-то показаться. Детали и лица на его фотографиях правдивы в самом глубоком понимании слова «правда».
Счастливым совпадением с открытием этой юбилейной экспозиции стало возвращение в Россию большого архива фоторабот Евгения Халдея. История эта неприятная, но со счастливым концом. За этот архив дочь фотографа Анна боролась в судах США. В 1997 году, незадолго до смерти, Халдей передал свои снимки и негативы сыну своего фронтового друга, который жил в Штатах. И подписал с ним договор на 20 лет, будучи 80-летним стариком. 260 фотографий и около трёх тысяч негативов удалось вернуть законной наследнице, и ключевую роль в этом процессе бескорыстно сыграл американский юрист Дэниел Ротштейн. Беседу с ним смотрите в видеосюжете.
Читайте также:
Выставку работ Евгения Халдея приурочили к 100-летию со дня рождения фотожурналиста