Дубовой столовой Юсуповского дворца на Мойке вернули исторический облик
В Петербурге, в знаменитом Юсуповском дворце на Мойке, уже пять лет продолжается реставрация интерьеров. И посетителей готово принять еще одно помещение дворца – дубовая столовая. Всего обновлено 70 процентов внутреннего убранства дворца. В этом году планируют завершить реставрацию главного фасада.
Изначально, когда дворец перешел к семье Юсуповых, в первой половине XIX века пространство рядом с парадной лестницей обустроили под зимний сад, так было модно. Но уже через полвека его переделали в столовую.
«Феликс Феликсович Юсупов Сумароков-Эльстен − хозяин этого дома, муж красавицы Зинаиды Николаевны Юсуповой, он очень любил столовые. Вспоминает его сын, отец любил обедать или ужинать каждый день в разных столовых», − рассказала директор Юсуповского дворца на Мойке Нина Кукурузова.
А еще князь любил все итальянское, и архитектор Александр Степанов выполнил очередную столовую в венецианском стиле: резной мореный дуб и шелковый штоф. Сотрудники дворца нашли подлинные фрагменты шелка. Они были в аварийном состоянии, и по этим образцам выткали новое полотно. Сначала думали, оно займет все проемы, но специалистам удалось законсервировать старый материал и вернуть его в интерьер.
«Они какие-то участки сдублировали на холст, проштуковали, то есть прикрепили шелковые нити к новой основе», − пояснила начальник отдела Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Слава Симкина.
В Дубовой столовой даже люстра дубовая. Она была сделана русскими мастерами. И, кстати, стала первым электрическим светильником во дворце. Дополняет интерьер наборный паркет. Правда, вся красота его стала видна только после реставрации.
«Когда реставраторы стали его чистить, мы увидели, здесь, действительно, семь пород разного дерева, очень редкие среди них есть породы. Каждый сантиметр вручную расчищался, вставлялись необходимые по цвету и по структуре кусочки», − добавила заместитель директора Юсуповского дворца на Мойке Наталия Панкрашкина.
Во дворце на Мойке в 1901 году появилась австрийская музыкальная машина − оркестрион. В советское время этому своеобразному механическому органу вынесли приговор − не подлежит восстановлению. И только в XXI веке компьютерные технологии помогли вернуть его к жизни.