Александр Титель поставил "Любовь к трем апельсинам"
Карло Гоцци умел придать правдоподобия неправдоподобному сюжету, создать полную иллюзию правды и приковать к ней внимание любого - и учёного, и необразованного. Он сам о себе с гордостью это говорил. Он демонстрировал это уже в первой своей театральной сказке "Любовь к трём апельсинам" при том, что это даже не пьеса, это схема. В XVIII веке актёры импровизировали!
Импровизацией можно считать либретто оперы Сергея Прокофьева "Любовь к трём апельсинам". Импровизационна его музыка с оттенками джаза. Импровизируют режиссёры-постановщики этой оперы, теряя часто не только чувство правды, но и чувство меры. Маховик творческой вольности, раскрученный Карло Гоцци и докрученный Прокофьевым, уже, наверное, не остановить. Его вращение подхватил Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Справиться с полевой кухней не может даже художник спектакля Владимир Арефьев. Даже ему, создателю супрематических декораций, не просто разобраться с кубами, шарами, походными палатками. Даже каток - на сцене. Всё это части одного пазла.
Художник спектакля Владимир Арефьев говорит: "Малевич какое-то время, разрушив перед собой всё, создал свой великий "Чёрный квадрат", но и он когда-то, видимо, будет кем-то разрушен. Так нам кажется. Это же игра! Это всё игра".
Героиня Ларисы Андреевой - самая опасная в опере. Интриганка, которая спит и видит, как бы захватить власть. В этой опере у певицы - три роли. Сегодня она - принцесса Клариче, завтра - коварная Смеральдина или умирающая Николетта.
Комических опер в мировом репертуаре по пальцам пересчитать. Но даже их поставить смешно удается не каждому режиссеру. Александр Титель смешал две реальности – начало ХХ века и сегодняшний день. Герои узнаваемы, ситуации понятны, параллели очевидны, дух времени пойман.
"Всё, что было до сих пор, мы постарались перемешать - какие-то наши достижения искусства, и какие-то политические аллюзии. Реакция публики иногда очень радостная, иногда очень консервативная на какие-то театральные свершения", - рассказывает режиссер Александр Титель.
Герои представлены в современных костюмах. Они балансируют на движущихся платформах. На огромной сфере – гимнастка, которая держит равновесие, как "Девочка на шаре" Пикассо. Таких параллелей много. Весь хор на сцене. В касках и куртках артисты похожи на рабочих, которые кладут плитку на улицах Москвы, только у певцов другие задачи.
Сказку Гоцци Мейерхольд переделал в пьесу. Напечатал ее в первом номере альманаха "Любовь к трем апельсинам. Журнал доктора Дапертутто". Под псевдонимом скрывался сам автор. Эту версию Прокофьев взял для либретто оперы.
Премьера в Чикаго в 1921 году была триумфальной. В отличие от Метрополитен-опера. Разочарованный композитор уехал в Европу. В Советском Союзе оперу Прокофьева ставили в Ленинграде и Москве. Хулиганская музыка, новые театральные формы, интерпретация сюжета развязывали руки режиссерам-новаторам, мечтавшим создать что-то новое.
Опера Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" в начале ХХ века и сегодня остается территорией самых веселых экспериментов. Идею Мейерхольда, придумавшего либретто, Прокофьев воплотил с блеском, написав музыку, которую американцы называли красным джазом.
Читайте также:
Театр Станиславского предлагает современную трактовку оперы "Любовь к трем апельсинам"
В Музыкальном театре Станиславского готовят последнюю премьеру сезона