Сегодня исполняется 90 лет поэту Науму Коржавину
Сегодня исполняется 90 лет Науму Коржавину, поэту, которому, по его собственному признанию, выпало «жить во время, когда стихи можно было писать, но нельзя было публиковать». Его произведения пользовались огромным успехом в самиздате, но путь в официальную литературу Коржавину был закрыт. Возможность издать первый сборник у поэта появилась лишь в период оттепели. Но признание было недолгим. Вскоре Наум Коржавин был вынужден покинуть страну.
Я не был никогда аскетом
И не мечтал сгореть в огне.
Я просто русским был поэтом
В года, доставшиеся мне.
Эти строки поэт Наум Коржавин написал в 1954 году, когда вернулся в Москву из ссылки. В 47-м он был арестован с формулировкой «социально опасный элемент» и был сослан в Сибирь на три года, а затем в Караганду. Очевидцы говорят: он повсюду читал свои не просто крамольные, а смертельно опасные стихи. В каждой строчке сквозила правда.
«Он обладал и обладает потрясающим свойством – понимать простые вещи, которые тогда мы все не понимали. Он прямыми словами объяснял, что дважды два четыре. Недаром его известнейшее стихотворение, которое мы знали наизусть, называется «Арифметическая басня», - говорит литературовед, историк, доктор филологических наук, критик, писательница Мариэтта Чудакова.
«Поэзия – это ответ гармонии души на дисгармонию бытия», – говорит Коржавин. Его имя стало синонимом бескомпромиссности в жизни и литературе. 20 лет Коржавин писал стихи, зная, что его никогда не опубликуют. Официально сборники поэта появятся в печати только в период хрущевской оттепели. Параллельно многие его стихи распространялись в самиздатовских списках.
«Все советские поэты – были стихи лучше, были хуже, но они подчинялись дисциплинарному, идеологическому заданию. А он писал так, как ему Бог прикажет. Читатель чувствовал свободу в нем, и это ценилось», - убежден поэт, публицист, эссеист, критик, искусствовед Юрий Кублановский.
Популярность Наума Коржавина среди читателей росла пропорционально настороженности властей. В 60-е он выступал в защиту Даниэля и Синявского. Как бы в ответ, Коржавина вновь перестают печатать, вызывают на допросы. После очередного – поэт подает заявление на выезд из страны, объясняя причину – «нехватка воздуха для жизни».
Когда устаю, - начинаю жалеть я
О том, что рожден и живу в лихолетье,
Что годы растрачены на постиженье
Того, что должно быть понятно с рожденья.
Более 40 лет поэт живет в Бостоне, где продолжает писать стихи. В первый раз он вернулся в Москву по личному приглашению Булата Окуджавы в конце 80-х. В Доме кино Коржавина встречали аплодисментами стоя. С тех пор поэт не раз приезжал на родину, чтобы читать свои стихи. Он и сегодня напоминает, что центром всякого искусства является поэзия – высокая и правдивая.
К 90-летию Наума Коржавина смотрите на нашем канале сегодня, в 18.05, программу из цикла «Эпизоды».