В Кафедральном соборе Петра и Павла прозвучала музыка, созданная более тысячи лет назад
В Москве, в Кафедральном соборе Петра и Павла, звучит музыка из глубины веков. На фестивале Musica Mensurata состоялась российская премьера мистериальной драмы «Жених», созданной более тысячи лет назад. Её исполнил ансамбль старинной музыки Ensenhas. По преданию, властитель Тюрингии, перед которым была разыграна эта притча, вдруг осознал, что божественное милосердие не снизойдёт на него, он впал в депрессию и вскоре скончался. Современные зрители - не столь впечатлительны, но и они не остались равнодушными к мистерии XI века.
Этих инструментов нет даже на картинах художников Ренессанса. К тому времени на них уже не играли. Хотя цитоль был самым популярным у трубадуров. А колесную лиру, напоминающую шарманку, придумали в XI веке монахи.
«Была придумана во Франции, - рассказывает худрук фестиваля Данил Рябчиков. - Называется шифания, или симфония, тогда так называли не музыкальное произведение, а музыкальный инструмент».
«Жених» – первая музыкальная драма в европейской истории, что-то, вроде проповеди под музыку и песнопения. В основе сюжета – притча из Евангелия от Матфея о мудрых и неразумных девах. Когда ее впервые исполнили, тысячу лет назад, еще и сцен театральных не было. Пели в монастырях. Не для развлечения, для примирения.
Поскольку монастыри обладали правом вносить мир между баронами, привнесение мира было той целью, которую они ставили перед мистериальной драмой, не связанной с литургией. Мы пытаемся возродить именно такое исполнение», - объясняет Данил Рябчиков.
Чтобы возродить такое исполнение, музыканты овладели жестикуляцией, пришедшей в средневековую Европу от римских ораторов. Выучили забытый окситанский язык, распространённый на юге Франции, и латынь.
«В латыни - очень говорящие слова, говорящие согласные, поэтому людям будет понятно. Если четко поют, это интересно», - считает певица Анастасия Бондарева.
Тогда полифонии не было. Музыка была одноголосная. Певец пел высоким голосом. Даже самые трагические темы звучали светло и радостно. Страстно переживать эмоции, как потом в опере, было не принято.
«Это эстетика легкого, очень светлого звука, это такая моральная школа от поющих людей. Их главная задача - показать людям небо, чтобы божественный свет передать в голосе и сердце», - говорит певец Евгений Скурат.
Средневековая виела встречается только в иконографии. Сейчас ее делают по картинкам манускриптов XII века. В России называют гудком. Предшественница скрипки, несмотря на простоту, оказалась с характером.
«Это очень минималистичный инструмент, у него всего три струны. Очень узкая зона игровая, но в этом минимализме можно найти все, что представляет из себя средневековая музыка», - уверен музыкант Александр Горбунов.
Голоса и звуки, сплетаясь под сводами кафедрального собора, обрели редкое звучание, придав библейской притче не только поучительное, но и радостное звучание.