Оперой "Милосердие Тита" российские музыканты впервые открыли Зальцбургский фестиваль
Впервые в истории Зальцбургского фестиваля его основную оперную программу открыли российские музыканты. Дирижер Теодор Курентзис вместе с оркестром MusicAeterna и американским режиссером Питером Селларсом представили публике оперу Моцарта «Милосердие Тита».
Ранее музыканты приняли участие в камерном концерте, исполнив музыку Шостаковича и Шнитке, а также «Реквием» Моцарта. Австрийские критики назвали это выступление «исключительным явлением, захватывающим дух». С подробностями - Михаил Терентьев.
Зальцбургскому фестивалю − почти сто лет. Его учредили как манифест мира сразу после Первой мировой войны. Смотр оперных, драматических и концертных постановок всегда открывает Венская филармония. И лишь трижды за век традиция нарушалась. В этот раз – чести сыграть Моцарта на родине Моцарта удостоился российский коллектив MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса.
«На данный момент в мире нет ничего лучше! Это большая привилегия для нас, для Зальцбурга открывать так фестиваль. Я был на репетициях несколько дней назад, и это магия какая-то», − рассказал художественный руководитель Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер.
Уже на открытии коллектив представил нечто уникальное. Теодор Курентзис специально по случаю поставил малоизвестную оперу Моцарта «Милосердие Тита». Это, пожалуй, лучшие декорации для этой оперы: каменные террасы с арками, вырубленные прямо в скале, – это то, что осталось от средневековой школы верховой езды. Они как отсылка к древности и даже античности, футуристические объемы прямо по соседству. Это, что называется, визуальная квинтэссенция. Стоит лишь вникнуть в суть оперы.
Это классическая история о любви, предательстве и всепрощении. Римский император, влюбленная в него и отвергнутая девушка Виттелия, попытка мести. Казалось бы, типичная античная драма, но герои наши современники.
«Мы читаем о геноциде, который был 2000 лет назад, и мы при этом можем спокойно ужинать и пить вино. А если бы это случилось вчера, мы бы не могли так спокойно говорить», − отметил художественный руководитель Пермского театра оперы и балета, дирижер Теодор Курентзис.
Так искусно преподнести классический материал с актуальными подтекстами смог известный режиссер Питер Селларс. Хрестоматийные «преступление и наказание» он меняет на «преступление и всепрощение». Сцену скорби он считает ключевой.
«Огромные толпы людей выходят из своих домов со свечами, фотографиями и посланиями. Дают понять, что наша любовь сильнее любой ненависти и насилия», − пояснил Питер Селларс.
Два с лишним часа – на одном дыхании. Финальный аккорд – смерть Тита создатели оперы преподносят как жертву ради мира