Выставка английской карикатуры XVIII – XIX веков открылась в Царицыно
Жители Туманного Альбиона традиционно славятся своим специфическим чувством юмора. В Великобритании считают, что даже «праздник дураков» впервые родился у них – 330 лет назад. Но британцы умеют не только смеяться, но и едко шутить. В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII – первой трети XIX веков».
Конец XVIII – начало XIX столетия называют золотым веком английской карикатуры. Главным условием ее расцета и формирования как жанра стало отсутствие цензуры. Карикатуристы были свободны в выборе тем. Объектами их насмешек могли стать и собственное правительство, и даже королевская семья.
Карикатурные листы печатались ежедневно, каждый тиражом от сотни до нескольких тысяч экзенмпляров. Крупные лондонские мастерские работали круглосуточно. Эстампы экспортировались на континент, доходя даже до далекой России. Обычная стоимость карикатуры состовляла не менее одного шиллинга, что делало ее недоступной для низших слоев общества, но была по карману для среднего класса аристократии.
Было место в карикатурах и непристойности, и жестокости. Например, карикатура, изображающая голову политика Чарльза Джеймса Фокса, насаженную на кол.
«Англичане на эти карикатуры не обижались. Весь мир вопринимался через карикатуру, через смех. В карикатуре каждый день происходила эстетическая революция, политическая, моральная, и возможно, благодаря этому в Англии настоящей революции не случилось», – отметил куратор Василий Успенский.
Яркие, гротескные, фантасмогоричные – произведения Джеймса Гилрея, главного карикатуриста Англии, отличались эффектными композиционными контрастами и изысканностью форм. Аудиторией Гилрея были люди высокого ранга, хорошего вкуса и образования. Ведь только они могли в полной мере оценить его аллегоричные сюжеты с надписями на древних языках и цитатами из произведений литературы. Одна из самых известных кариткатур Гилрея – высмеивающая политические амбиции «Пудинг в опастности, или Ужин государственных гурманов».
«Мир уподоблен пудингу, а они – каждый отрезает свое. Пит, как пермьер Англии – владычицы морей, забирает себе океан, а Наполеон покушается на Европу. Что интересно, что в неподеленной части остается Россия и Англия», – поясняет Василий Успенский.
Наполеон был взбешен английскими «пасквилянтами» и требовал от британского монарха приравнять авторов к убийцам, заслуживающим смертной казни. Под прицел карикатуристов попадали все: «События той эпохи, события Великой французской революции, наполеоновских войн, участие Росси в этих войнах, которая сыграла ведущую роль в спасении европейских стран от наполеоновского завоевания», – рассказал директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин.
Карикатура для англичан XIX века стала средством познания мира, пропагандисткой листовкой и сводкой светской хроники, мемориалом для героев и позорным столбом для врагов одновременно. Ее даже можно считать прародительницей современных масс-медиа.