Андрей Кончаловский представил премьеру рок-оперы "Преступление и наказание"
В этом году исполняется 150 лет со времени выхода романа «Преступление и наказание». Рок-оперу по мотивам сочинения Достоевского, задуманную еще в советские времена, представил режиссер Андрей Кончаловский. Русский роман, ставший знаковым за рубежом, в режиссуре очень русского и очень «западного» мастера, музыка Эдуарда Артемьева, стихи Юрия Ряшенцева, декорации признанного мэтра сценографии британца Мэтта Дилли. О том, каким получилось это «Преступление и наказание», – репортаж нашего корреспондента.
Этой постановки ждали почти 30 лет. Андрей Кончаловский задумал ее в 1979 году. Долго ждал музыку от Эдуарда Артемьева. 10 лет назад вышел диск с трехчасовой оперой композитора. Стало понятно: огромная многослойная партитура, рассчитанная на масштабный оркестр, – не для поклонников мюзикла. Путь к сегодняшней премьере – это поиск компромиссов, сокращений, переработок либретто. Но режиссер доволен. На редкость разговорчив с журналистами, в хорошем расположении духа и шутлив.
На сцене 60 человек – столько же трудятся за ней. Масштабные декорации заказывали в Лондоне: они с модным нынче мэпингом – сложными проекциями. Позади – и многоэтапный кастинг артистов. Только на Сонечку Мармеладову пробовалось полторы тысячи девушек.
Какие только эпохи не столкнулись в рок-опере «Преступление и наказание». Крестьянские телеги, гармошки и корзинки с бубликами – это только начало. На сцене уже висят портреты Ленина и Че Гевары, а в конце мы увидим спецназовцев и автозаки.
Но создатели говорят, скорей, о безвременье и намеренном смешении стилей и жанров. За каждую линию из романа Достоевского отвечает своя музыкальная тема. Смешались в кучу рок, оперные арии, фолк, рэп и романсы.
«Я понял, что рок-стилистика – Достоевский настолько шире и глубже! Столько пятен оставляет. Это целый пласт, срез русского общества. И тогда мне пришла мысль: пусть будет гармошка, не просто имитируя, а нормальный гармонист. И так поехало», - рассказывает композитор, народный артист России Эдуард Артемьев.
«Среда, где трагическое сочетается с комическим, даже с сарказмом. Достоевский это делает прекрасно. Чехов еще лучше. Поэтому полижанровость в этой вещи очень важна. Это музыка и улицы и консерватории», - отмечает режиссер, народный артист России Андрей Кончаловский.
Раскольников здесь рок-певец. Хочет убить старуху процентщицу – коварную «мамочку» проституток. Среди барышень будто из фильма «Интердевочка» – замечает и Соню. Оказалось, монологи Родиона Романовича о тварях дрожащих идеально ритмично ложатся на рэп.
«Книга получилась тенью того, что мы имеем. Персонаж также злободневно чувствует все проблемы нынешнего общества, тоже хочет спасти людей, но Раскольников поставлен в другие обстоятельства», - говорит артист Александр Казьмин.
Философию постановки создатели подчеркивают. Мол, остро, болезненно и порой патетично звучат здесь вечные темы насилия, рабства, преступления и наказания. Но лучше всего забыть на время о Федоре Михайловиче и просто наслаждаться увлекательным и качественным зрелищем.
Читайте также:
Сегодня дают премьеру рок-оперы "Преступление и наказание" в постановке Кончаловского