Скульптор Борис Орлов принимает поздравления с 75-летием
Легенда советского андеграунда и классик постсоветского искусства, один из отцов-основателей и ярчайших представителей соц-арта, скульптор Борис Орлов отмечает сегодня 75-летие. Исследователь героических мифов, он обыгрывает большие стили всех прошедших эпох - от Античности до советской агитации и пропаганды. Каким видит сегодняшний день человек, назвавший себя имперским художником?
Знающий, думающий, чувствующий, скульптор по своей природе Борис Орлов признается, что в жизни ему невероятно повезло: он оказался в нужное время, в нужном месте, с нужными людьми. Начало его профессионального пути пришлось на хрущёвскую оттепель. Получал академическое образование в Строгановском училище. В то время там особо остро ощущалась мощная творческая атмосфера. Учителями были признанные мастера Мотовилов и Шульц.
«Учили они не назойливо, - вспоминает Борис Орлов, - очень аккуратно и больше даже показывали. Мотовилов даже говорил так, что идите в Пушкинский музей, учитесь там у Донателло. Спрашиваю: "Как учиться у Донателло?". – "Учитесь задавать вопросы и учитесь слышать ответы"».
Этот урок Борис Орлов запомнил на всю жизнь. Теперь он не только задает вопросы, но и сам дает ответы своими работами. В зашифрованных посланиях – головоломках из бронзы и металла – всегда четкая идея: искусство Орлова скорее аналитическое. А воплощение замысла может оказаться непредсказуемым даже для самого скульптора.
«У Орлова происходит диалог с миром, который вокруг него, так, по большому счету, и с искусством, которое в этом мире обитает. Он один из самых любопытных, самых глубоких людей, которых я знаю в области искусства, которые рассуждают на тему искусства, мне всегда очень интересно слушать его», - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак.
Борис Орлов как всякий философ ощущает мир многообразным. Как всякий историк, а история - это его страсть, любит обращаться к истокам. В поисках истины порой делает вещи невероятные. Например, вписывает советскую историю во времена Древнего Рима, а презентует это всё на выставке в Австрии. Поклонник имперского стиля – отсюда обилие в его работах орденов, медалей и других образов-символов, отражающих понятие «власть» ,он любит проводить параллели. По сути, все работы Бориса Орлова - пластический рассказ на тему времени и художника.
«Мне нравилось изучать, следить, расчленять, выяснять, выяснять истину, так сказать. Моя задача – это поиски архетипов, прослеживание того, как на протяжении истории искусств определенные конструкции, которые я потом назвал археконструкциями, кочевали из одного времени в другое, одеваясь в разные одежды», - говорит Борис Орлов.
Работы Орлова давно получили международное признание. Его скульптуры находятся в собраниях и галереи Tate Modern в Лондоне и Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, их можно найти и в парке Сеула, где они остались после Олимпиады. И это всё – особенный мир, созданный одним человеком – Борисом Орловым. На вопрос, как ему это удалось, он лишь отвечает, что искусство – это тайна.