Песни Гребенщикова звучат в новой постановке по пьесе "Месяц в деревне" Тургенева
Фантазии молодого режиссёра на тему знаменитой пьесы Тургенева. В Театре Моссовета, на сцене «Под крышей» состоялась премьера – «Месяц в деревне». Иван Орлов, автор постановки, представил своё прочтение русской классики. Пьеса «зазвучала» неожиданно – режиссёр сдобрил спектакль изрядным количествам песен Бориса Гребенщикова. А действие развернулось во вполне современном саду, очень напоминающем типичный дачный вариант. Не получился ли из «Месяца в деревне» «вечер на даче», выясняла Анна Галинская.
Как если бы сам Тургенев решил поставить свою пьесу на даче – подумал молодой режиссер Иван Орлов, и перенес зрительный зал в сад. Но не в сад XIX века, а туда, где времени нет. Отсюда лук на стене и бас-гитара в руках. Любовный многоугольник возникает под песни Бориса Гребенщикова.
«Известный факт: Ракитин – это Тургнев. И Наталья Петровна, в каком то смысле, его любовь – Виардо. И поэтому Ракитин, исполняющий песни Бориса Борисовича Гребенщикова, кажется решением сегодняшнего Тургенева», - поясняет режиссер.
Но не Тургеневские персонажи разыгрывают комедию на сцене. Наталья Петровна хочет казаться сумасшедшей от любви, послушница Вера это глубокое чувство пока ищет, а вот Беляев, по которому эти двое страдают, и кого писатель наградил чувством собственного достоинства и самоиронии, здесь предстает просто хипстером.
«Мне нравится, что мы находим в Тургеневе, в том Тургеневе, который написан в каком-то там XIX веке, век XXI», - отмечает актер Семен Шомин.
Из тех, кто XXI век нашел – заслуженный артист России Сергей Виноградов. В этой разношерстной компании является доктором. Правда, нуждающихся не лечит – с первых же репетиций придерживается правила: послушный актёр – гибкий режиссёр.
«Мы иногда говрим на принципиально разных языках, но мне это интересно. Поскольку мы живем сегодня, то я должен знать современный театр, каковым представителем является маэстро Иван Орлов, хотя ему 24 года, и он на пять лет старше моего сына», - признаётся Сергей Виноградов.
Иван Орлов решил трагедию взаимоотношений вскрыть через фарс, не утяжеляя спектакль психологической режиссурой и не требуя от артистов драматической игры, только лёгкости – чем слегка озадачил зрителей:
– Не совсем обычно, но достаточно интересно.
– Удивительно, на каком современном языке они говорят. Тургенев жив, получается.
– Тургенев мне, конечно, не виделся так, когда я читала, но это вполне возможно.
Так «вполне возможный Тургенев» появился в репертуаре одного из старейших театров Москвы. Режиссер уверен, что для площадки, которая давно считается консервативной, это огромный шаг вперед.