90-летие первого выпуска Вагановки отметили в Мариинском театре
90 лет назад состоялось практически второе рождения русского балета. Так многие называют первый выпуск учениц Агриппины Вагановой. Тогда лидеры Советского Союза убедились в том, что именно в области балета страна может оказаться впереди планеты всей. О том выпуске решили вспомнить выпускники Вагановки этого года. Вечер, на котором современные танцовщики исполнили партии из балетов, в которых блистали лучшие ученики академии 90 лет назад, прошел на сцене Мариинского театра.
Так, по-взрослому, в Мариинском театре дети танцуют впервые. И дело не в костюмах или особенной атмосфере в зале. Еще ни разу в истории балета, рассказывает народный артист Николай Цискаридзе, юные танцоры не участвовали в таких сложных постановках.
В выпускной программе – вариации на тему "Раймонды" Александра Глазунова в постановке Джоржа Баланчина, балет Чайковского "Спящая красавица" и "Лауренсия" Крейна.
"Я выбирал постановки для выпускников, – прокомментировал ректор академии Николай Цискаридзе. – Материал неординарный – я очень в них верю!"
Один из самых трудных танцев Николай Цискаридзе доверил Нике Цхвитарии. Сама юная балерина говорит, что и не мечтала о такой партии.
"Если взять "Спящую Красавицу", то её видели многократно, стремились к этому... Но то, что я танцую "Раймонду" – это впервые для нас! Это очень интересно! Сложно, это совершенно другая школа, совершенно другое учение, поэтому интересно и сложно, естественно!" – призналась она.
"Для детей это трудно, потому что это непривычные акценты, другие, в отличие от хореографии Петипа, – пояснила художественный руководитель академии, народная артистка России Жанна Аюпова. – Он по-другому слышал музыку, не говоря уже о технике ног. Хотя Баланчин был учеником нашей академии, но это его стиль".
Для юных танцовщиков это не просто отчетный концерт. Выступление юбилейное, в честь первого выпуска Агриппины Вагановой. В свое время Ленин хотел запретить "чуждый пролетариату танец", как тогда говорили. Но ровно 90 лет назад выпускница академии Марина Семенова доказала столичным чиновникам: балет – не символ империализма, а народное достояние.
"Сталин послал сюда Совет комиссаров во главе с Луначарским. Это было ровно 90 лет назад в этом же зале. Был выпускной вечер, где выпускалась Марина Семенова. Она танцевала спектакль балет "Ручей". Комиссары настолько были очарованы талантом, легкостью этой девушки, что они подписали гигантские деньги", – рассказал Николай Цискаридзе.
Спустя почти век на выпускном концерте в зале снова будут строгие судьи. 26 июня выпускную работу покажут в Москве. В зрительном зале будут не только родственники и друзья молодых артистов. Уже выкупили места охотники за юными талантами. В том числе – зарубежные эксперты. К радости педагогов академии русского балета, 19 учеников сделали свой выбор – они решили танцевать на русских сценах. Пока секрет, кто именно, но уже известно наверняка: лучшие выпускники новый сезон начнут в труппах Большого и Мариинского театров.