Премьера спектакля "Рахманинов. Тройка" прошла в Бельгии
Три оперы Рахманинова за один вечер. В бельгийском театре Ла-Монне состоялась премьера спектакля «Рахманинов. Тройка». В его основе – три одноактные оперы композитора: «Алеко», «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь». В главных партиях заняты российские солисты.
В фойе театра – не протолкнуться. Для искушенной бельгийской публики Рахманинов хорошо знаком. Но в таком формате мир ещё не слышал его опер. «Алеко», «Скупого рыцаря» и «Франческу да Римини» объединили в одни спектакль. Ради постановки труппа Королевского театра Ла-Монне изучила чуть ли не всю русскую классику.
«Это было увлекательное путешествие в мир Рахманинова, – рассказал драматург Кристиан Лада. – Потому что мы исследовали музыку композитора. А через него нам пришлось исследовать и творчество Пушкина. Это было настоящим приключением, как путешествие на тройке лошадей по России».
Оттого и название: «Рахманинов. Тройка». Поднимается занавес – и на лицах зрителей удивление. Оркестр на сцене, декораций минимум, а все действо происходит на огромной лестнице. А все потому, что дают спектакль на сцене другого театра, пока Ла-Монне на ремонте. Из-за ограниченного пространства актеры почти не двигаются.
Чтобы передать ту самую «русскую душу» режиссеры пригласили артистов из России. За пультом – главный дирижер Михайловского театра Михаил Татарников. В этом спектакле он еще и музыкальный режиссер.
«Я по своему опыту знаю, как сложно бывает иностранному исполнителю, даже самым большим мастерам, дается русский язык, – признался он. – Это проблема, и когда поет носитель языка, это чувствуется».
Все три оперы поставили в модном формате инсталляции. Для «Скупого рыцаря», например, даже сняли видео-арт. Чтобы нарочито показать суть происходящего. Вот на сцене Сергей Лейферкус поет о переживаниях своего героя – богатого отца. А вот он же на экране, пересчитывает деньги.
Такие мониторы есть, пожалуй, в каждом оперном зале. На них – синхронный перевод. На премьере все они разом вышли из строя, и публика полспектакля слушала оперу на языке оригинала, то есть на русском.
«Скупого рыцаря» Сергей Рахманинов писал специально для Фёдора Шаляпина. Но тот так и не спел её – партия оказалась слишком высокой для знаменитого баса. Композитор и певец даже рассорились, рассказывает один из лучших баритонов мира Сергей Лейферкус. Сам на главную роль он подошел хорошо. Но, тем не менее, эту партию называет одной из самых сложных.
«Настолько сильный психологический настрой в музыке Рахманинова, что человеку, который недавно пришел в этот мир или недостаточно имеет опыт сценического, музыкального, жизненного – петь чрезвычайно трудно», – пояснил он.
Театр Ла-Монне спектакль ставил на свой страх и риск. Но культура оказалась вне политики. Билеты на Рахманинова проданы до конца сезона.