К 85-летию со дня рождения Фрунзе Мкртчяна
4 июля – 85 лет со дня рождения актера театра и кино Фрунзе Мкртчяна. В этот день на телеканале "Россия К" – мелодрама "Танго нашего детства" (10:35) и документальный фильм "Фрунзе Мкртчян. Печальная история последнего клоуна" (12:05).
Образ Мкртчяна – изломанные в печали брови, бесконечно грустные глаза и, конечно же, узнаваемый нос – был известен на весь Советский Союз. На родине актера, в Армении, до сих пор можно встретить портреты талантливого земляка. В программе "Фрунзе Мкртчян. Печальная история последнего клоуна" (4 июля, 12:05) о выдающейся личности и трагической судьбе Фрунзе Мкртчяна вспоминают коллеги и друзья, родные: Алла Сурикова, Георгий Данелия, Альберт Мкртчян. "В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, – вспоминает брат актера, режиссер Альберт Мкртчян. – Он был худой, с большим носом, но оказалось, что бог дал ему огромный актерский талант. Мы жили в коммунальной квартире. Фрунзик (ему тогда было 10 лет) превратил площадку второго этажа в театральную сцену, сделал занавес, который каждый раз лично открывал и показывал нам моноспектакли. Мы хохотали, грустили, а он импровизировал, говорил обо всем, что в голову ему взбредет, но это было настоящее искусство…".
Одинаково талантливо ему удавались роли комедийные и драматические. Тонкое проникновение в самую суть характеров своих героев проявилось во многих фильмах с его участием – "Кавказская пленница", "Солдат и слон", "Айболит-66", "Мимино", "Танго нашего детства" (4 июля, 10:35), "Самый грустный человек", "Одиноким предоставляется общежитие", "Суета сует", "Тридцать три". Режиссер Георгий Данелия считает встречу с Фрунзе Мкртчяном самым ярким событием своей творческой биографии: "Рекомендовал мне его Ролан Быков, который тогда закончил работу над фильмом "Айболит-66". Он пришел и сказал: "Советую тебе попробовать замечательного армянского актера необыкновенного комического дарования".
Те, кто близко знал Фрунзе Мкртчяна, уверены, чтобы понять всю силу его таланта, нужно увидеть не только его работы в кино, но и в театре. Сос Саркисян, друг и коллега Мкртчяна по ереванскому театру имени Габриэла Сундукяна, вспоминает: "Он пришел в театр ураганом, сразу стал играть большие роли, сразу же стал любимцем публики. Фрунзик на сцене – это был большой праздник. Он вообще был удивительным человеком – еще лежа в постели, он начинал день с задушевной песни, и был счастлив. С другой стороны, в нем всегда жило ощущение какой-то трагичности…".
Личная жизнь актера была скрытой и сложной. И, как выяснилось позже, очень печальной. Вторая жена Донара Мкртчян, мать двух его детей, страдала тяжелым психическим наследственным заболеванием, последние 25 лет жизни провела в психиатрической больнице. Дочь Нуне погибла в Аргентине, а сыну Вазгену передалось от матери психическое заболевание. Семейная трагедия не выносилась из дома и отражалась только в его глазах. Даже когда он смеялся, его глаза оставались грустными. Актера часто называли "грустный веселый человек". Алла Сурикова считает, что комедийный актер с грустными глазами – это высший пилотаж: "Настоящий комедийный актер где-то во втором своем плане всегда трагичен. Такими были Чарли Чаплин, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Юрий Никулин, и, конечно же, Фрунзик Мкртчян… У армян есть поговорка: "Возьму твою боль" ("Цавт танем"). Это глубокий в ощущении народа символ. Это высшее проявление человечности. Во мне во многом это осталось от Фрунзика, который знал об этом не понаслышке".
Мкртчяна знали и уважали все, но он не сумел приспособиться к новому обществу. В последние годы отказывался от ролей в кино, мечтал о своем театре, но не успел… "Человек приходит в этот мир с охапкой хвороста, – говорит Сос Саркисян. – И его задача – сжечь ее до конца, чтобы она не превратилась в тлен. К сожалению, Фрунзик не смог все это сжечь, а там было очень много огня. Мы потеряли очень много тепла Фрунзика".
Пресс-служба телеканала "Россия К"