"Сюзанна" в Школе Драматического Искусства
Современный норвежский драматург Юн Фоссе - лауреат национальной Премии Ибсена 1996-го года, лауреат Международной премии Ибсена 2010-го года, объявленный крупнейшим после Генрика Ибсена драматургом Норвегии. Он, как видно, не выдержал такого давления судьбы и написал пьесу, посвящённую Ибсену.
Постановку этой пьесы предлагает публике столичный театр Школа Драматического искусства. Спектакль «Сюзанна» - это боль и тоска по Ибсену его жены. Примем к сведению, что британское научное агентство «Синектикс» включило Юна Фоссе в число ныне живущих гениев, а гения понять бывает не просто. Тексты Фосса в самом деле замысловаты, так что отдадим должное создателям спектакля «Сюзанна», среди которых настоящая звезда театра и кино.
Сюзанна. Жена знаменитого драматурга Генрика Ибсена после его смерти 8 лет не выходила из дома, продолжала ждать мужа к обеду, и все время просила закрыть окно – сквозняков она не любит.
В пьесе норвежского драматурга Юна Фоссе не одна – сразу три Сюзанны. Разных возрастов. Бродят в полумраке, разговаривают сами с собой, бесконечно повторяя одно и то же. Все происходит когда-то и сейчас – одновременно. Что это: транс или сон тревожный и тягучий?
«Такой особенный сон, не забытье, а ожидание. Сон, в котором Даная ждет Зевса в ожидании Годо. Активный сон, он не провал, а устремление», - философски отметил режиссёр Александр Огарёв.
Герои норвежского драматурга Юна Фоссе, как правило, лишены индивидуальных черт, у них нет имен, Просто Мать, Отец, Мужчина и Женщина. Здесь, наоборот, каждый персонаж, точнее каждая Сюзанна – личность, по-своему страдающая и безумно любящая.
«Когда Ибсен умер, для нее все закончилось, хотя она физически жила еще 8 лет, но она была уже лишена активной жизни и жила в прошлом, в воспоминаниях», - заявила народная артистка России Евгения Симонова.
В роли жены гения Евгения Симонова не в первый раз. Играла Анну Сниткину, жену Достоевского.
Ее называли сумасшедшей, а она просто хотела, чтобы душа мужа вернулась к ней. В биографии актрисы есть и роль Софьи Андреевны Толстой.
Судьбы разные. Судьбы одинаковые. «Сюзанна» для Евгении Симоновой – задача непростая. Пьеса необычной формы. Написана в столбик, на языке ниношк – новом норвежском, вбирающем в себя все диалекты Норвегии.
«Очень трудно было учить, я долго учила. Память, конечно, у меня угасает, но я потратила много сил, хотя было интересно. Я люблю стихи, люблю белые стихи», - добавила актриса.
Мало слов. Очень много пауз, каждая из которых – строго на своем месте. Фоссе любит молчание и тишину. В них он видит иную незримую реальность. У Фоссе, как и у Ибсена, «мир существует сейчас и здесь, и сейчас где-то еще». Драматург в своих пьесах никогда не ставит точки. Но Сюзанна, добровольно заточенная, даже не в доме, а в своих мыслях – о тяжелом характере мужа, его врагах и любовницах, - в бесконечном ожидании исхода.
«Жизнь больше нашего представления о жизни», - любил повторять Юн Фоссе. Его Сюзанна открывает иные масштабы, иные миры, не желая смиряться с миром плоским и серым. «Сюзанна» - история не просто о жене гения, а об исключительной женщине, сделавшей его гением.