Фестиваль камерной музыки "Возвращение" завершился "Концертом по заявкам"
Так сложилось в музыкальном мире Москвы, что конец года – это «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее, а январь прочно ассоциируется с фестивалем камерной музыки «Возвращение». За почти двадцатилетнюю историю он превратился в неординарное культурное событие. Появилась и устойчивая, отшлифованная годами форма – три тематических концерта и завершающий гала под незатейливым названием «Концерт по заявкам». Но за этой кажущейся непритязательностью – настоящий музыкальный парад сочинений.
Попасть в Малый зал Консерватории в этот вечер было не просто. Очередь растянулась на несколько этажей. Фестиваль «Возращение» – это история не только об исполнителях, которые учились вместе, а после музыкальной школы разъехались по миру и каждый год собираются, чтобы вместе играть. Для зрителей это тоже возвращение на любимый фестиваль, где ни одно произведение не звучит дважды.
«Бывает, что исполнитель хочет исполнить, но не знает, что 15 лет назад кто то уже это играл. Для этого есть архив. Мы всегда сверяемся на всякий случай, чтобы не повториться случайно», - объясняет автор идеи и художественный руководитель фестиваля «Возвращение» Роман Минц.
Идейные вдохновители фестиваля - Роман Минц и Дмитрий Булгаков. Еще несколько лет назад они в прямом смысле возвращались на родину - Минц учился в Англии, Булгаков в Германии. Сейчас музыканты живут в Москве, и «возвращение» для них приобрело еще один оттенок.
«Мы возвращаем тот дух, в котором росли, наше ощущение, по которому мы скучаем, когда других долго не видим», - объясняет Роман Минц.
Гайк Казазян, как и многие из его коллег, закончив обучение, уехал в Лондон. Но теперь живет в Москве, правда, застать его в столице не просто. После этого концерта едет в Армению, потом сольное выступление в Германии, гастроли в Америке, Японии. Но время для фестиваля нашел.
«Мне предложили: «Знаешь, есть такое произведение Мартину очень хорошее». Я послушал: «Давайте сыграем». Оно сложное по ансамблю и составу. Есть и фортепиано, и арфа, и кларнет. Это не самый распространенный состав», - отметил скрипач Гайк Казазян.
Для скрипача Владислава Песина этот концерт – дебют. На фестивале он впервые. Как и все исполнители, здесь готовил новое для себя сочинение, потом в ансамбле репетировал.
«Для меня это дружеская атмосфера, благодаря которой получаются вещи, когда вы репетируете два-три раза, а до этого не играли. Но есть общее желание», - объясняет скрипач Владислав Песин.
В программе концерта по заявкам – сочинения редко звучащие, есть даже такие, о которых сами участники концерта раньше не слышали. Теперь, говорят, обязательно будут исполнять эти раритеты.