Игра в ассоциации: концерт творческого объединения "Притяжение"
Путь от средневековой полифонии до лабиринтов авангарда прошло творческое объединение "Притяжение" на вечере в Зале имени Чайковского. Новая программа стала итогом серии концертов "Игры". Во что музыканты играли с публикой – расскажет Дженнет Арльт.
Концерт начинается в темноте. Именно так слух может угадывать, предвосхищать, достраивать образы. В этом пространстве между звуком и воображением рождается опыт, пережить который предлагает объединение солистов "Притяжение". Их концерт – игра в ассоциации, где зимнее настроение рождается не из мелодий Чайковского или вальсов Штрауса, а из контрастов холодного времени года.
"Зима, новогодняя атмосфера конца декабря – начала января совершенно не обязательно добрая, радостная, праздничная, она очень разная. Там, где есть добро, где есть сказка, безусловно, есть и какой-то антагонист, он всегда присутствует", – сказал скрипач, художественный руководитель Творческого объединения "Притяжение" Даниил Коган.
Музыканты располагаются на сцене группами. Каждое произведение звучит в отдельном пространстве, подсвеченном своим цветом. Так рождается ощущение непрерывного музыкального и мистического зимнего пути. Оно начинается с сочинения средневекового композитора Гильома де Машо, нарастает через драматизм Струнного квартета Бартока, глубокую меланхолию песен Шуберта, и светлую радость хоралов Баха в переложении для фортепиано.
Эти сочинения словно отдельные вспышки-ассоциации, которые позже обретут полный смысл в одной точке – Скрипичном концерте Дьёрдя Лигети. Это мир звуковых парадоксов, своеобразный театр абсурда в звуке. Здесь соседствуют отголоски средневековых мелодий и восточноевропейского фольклора, авангардные гармонии и целый спектр неожиданных звучаний и тембров.
"Он слышал такие тембры, такие тембральные краски, такие волнения почти на физическом явлении звуковых волн", – поделился скрипач Михаил Фейман.
Публику просят воздержаться от аплодисментов до финала, чтобы сохранить целостность восприятия. "Притяжение" не дает готовых ответов, но уходит от новогодних клише и создает условия, в которых знакомая зимняя тишина наполняется новыми, неожиданными звуками и смыслами.