Тевтонский орден на Святой земле: археологи нашли настольную игру крестоносцев и следы последнего сражения
Крестовые походы оказали такое сильное влияние на историю мира, что интерес к ним не угаснет, пожалуй, никогда. Половина современных теорий заговора тянется к эпохе могущественных рыцарских орденов, действовавших на Святой земле и далеко за ее пределами.
Какими в действительности были крестоносцы? Проходят столетия, и достоверные сведения все больше теряются в шелухе домыслов. Однако всегда найдутся люди, способные получить доступ к первоисточнику: это археологи.
В 2011 году израильские специалисты из университета Хайфы возобновили раскопки в крепости Монфор, построенной Тевтонским орденом в 1220-х годах на севере Иерусалимского королевства (ныне область Верхняя Галилея в Израиле). В наши дни руины крепости располагаются на территории национального парка. Первые раскопки здесь провели в 1926 году, но результаты почти столетней давности уже не удовлетворяют современных ученых. К тому же средневековые руины пользуются большой популярностью у туристов, так что желание археологов возобновить исследования и изучить максимум сохранившихся артефактов вполне объяснимо.
В истории закрепилось французское название замка, Монфор (Montfort) – он был построен на землях, выкупленных Тевтонским орденом у французского семейства де Милле. Германские крестоносцы, обустроив здесь главную крепость ордена, просто перевели ее название на немецкий – Старкенберг (Starkenberg) означает то же самое, что Монфор по-французски: сильная (укрепленная) гора.
Однако окружающий пейзаж – и 800 лет назад, и сейчас – подсказывает, что «сильная гора» не имела никакой стратегической ценности: здесь просто нечего защищать. Рядом не было ни дорог, ни христианских поселений. Зато высокие холмы, окружающие Монфор, затрудняют доступ к замку и хорошо скрывают его от посторонних глаз – тевтонские рыцари могли вести спокойную жизнь подальше от… братьев-христиан.
Это известный факт: несмотря на наличие общей цели и общего врага, крупнейшие рыцарские ордена на Святой земле – госпитальеры (иоанниты), тамплиеры и «младшие», тевтонцы, – пребывали в состоянии вечного антагонизма. Взаимная враждебность задокументирована во многих средневековых хрониках, однако причины этой неприязни до конца не ясны.
Тевтонский орден воспользовался первой же возможностью убраться подальше из Акры – столицы Иерусалимского королевства в 1191-1229 годах, где у каждого ордена был свой квартал и свои сферы влияния. Новую главную крепость ордена, Старкенберг, они возвели в 35 км от Акры, в безлюдных холмах Верхней Галилеи.
«Вероятно, это и было основной причиной постройки замка: перевод некоторых важных ресурсов ордена, таких как архивы или даже казна, из Акры в более изолированное место», – полагает профессор Адриан Боас (Adrian J. Boas), руководитель археологических исследований в Монфоре.
Профессор Боас рассказал изданию Haaretz о находках, сделанных в крепости в прошлом году. По его словам, рыцари монашеского ордена вели в своей резиденции довольно роскошную жизнь – тевтонцы определенно потратились на обустройство замка, не предполагая, что твердыня прослужит им меньше 50 лет, с 1220-х по 1271 год.
При раскопках жилых помещений археологи нашли позолоченные детали мебели и отделки, стеклянную посуду, фрагменты стеклянных цветных витражей, настенные фрески и элементы скульптурного декора. Вся эта роскошь предназначалась для Великого магистра ордена (Hochmeister), но в его отсутствие здесь обитали другие высокопоставленные рыцари.
«Мы полагаем, что Великий магистр редко посещал Монфор – может, один или два раза, записей почти не сохранилось. Великий Конвент 1244 года – единственный документально подтвержденный факт присутствия главы Тевтонского ордена в Монфоре», – говорит Боас. В 1244 году Великий магистр Герхард фон Мальберг был смещен со своего поста, и на Конвенте был избран новый глава ордена, Генрих фон Хохенлоэ.
В свободное время суровые тевтонские рыцари играли в настольные игры: археологи обнаружили игровые фишки и доску для «мельницы» (игра, известная еще в Древнем Египте, чрезвычайно популярная в Древнем Риме и в Средние века. У нее много названий, одно из которых – Nine Men’s Morris, или «Танец девяти мужчин». Считается, что «крестики-нолики» произошли от одной из простых разновидностей «мельницы»).
Кулинарные предпочтения германских рыцарей подтверждают неизменную любовь европейцев к свинине: в мусорных кучах археологи нашли кости домашних свиней, завезенных из Европы. Разнообразие в рыцарско-монашеское меню вносили олени, овцы, коровы и черепахи – их обглоданные останки тоже обнаружили при раскопках.
Исследователи целенаправленно искали конюшню, которая обязательно должна быть при замке – и нашли эти помещения рядом с северными воротами. Находки соответствующие: подковы, гвозди, удила, шпоры, металлические детали седел…
Интересным оказалось другое – по своей архитектуре конюшня в Монфоре очень похожа на более древние конюшни, обнаруженные в Мегиддо и Хацоре, а также на конюшни современной Монфору крепости тамплиеров в Атлите (так называемый Замок паломников, Château Pèlerin). Означает ли это, что на тевтонцев и тамплиеров работал один и тот же зодчий?
В 1926 году первые исследователи крепости надеялись найти здесь торжественные захоронения воинов в полном рыцарском облачении – гробницы высокопоставленных тевтонцев, погибших в кровавых сражениях за Монфор. Однако современные археологи выяснили, что таковых нет, хотя эта изолированная твердыня дважды побывала в осаде.
В мае 1266 года мамлюкские эмиры впервые попытались взять Монфор, но крепость выдержала нападение: тевтонцы еще имели возможность обеспечить гарнизон продовольствием и боеприпасами, а у мамлюков еще не было осадных орудий.
Всего через пять лет ситуация радикально изменилась. Крестоносцы потеряли контроль над окружающей территорией, возникли проблемы со снабжением, а штурм Монфора возглавил сам Бейбарс I по прозвищу Абуль-Футух, «отец побед». Этот знаменитый мамлюкский султан к тому времени успел выбить крестоносцев из Яффы и Антиохии, захватить замок тамплиеров Бофор и крепость госпитальеров Крак де Шевалье.
Если неприступный Крак де Шевалье султан взял обманом, то для Монфора он приготовил осадные машины. Сражение за тевтонскую крепость началось 8 июня 1271 года.
В прошлом году археологи нашли следы этой битвы: фрагменты проржавевшей кольчуги, фрагменты чешуйчатых доспехов, костяные «орехи» арбалетов, сотни наконечников стрел и копий…
У внешней крепостной стены археологи обнаружили больше 40 каменных ядер, выпущенных из мамлюкских катапульт по тевтонскому замку. Крестоносцы держали оборону, сражаясь под градом стрел, каменных ядер и огненных снарядов – о том, что замок сильно горел, свидетельствуют обугленные деревянные балки перекрытий.
На этом образ героического сражения заканчивается. 23 июня, через две недели после начала осады, тевтонский гарнизон сдался. Султан Бейбарс не только пощадил выживших и позволил им забрать из замка все ценное (тевтонцы определенно вынесли из Монфора архивы ордена), но и лично сопроводил отряд крестоносцев до Акры.
«В 1271 году эпоха владычества крестоносцев на Святой земле подходила к концу. Бóльшая часть побережья была захвачена султаном Бейбарсом, внутренние земли крестоносцы тоже не контролировали. Монфор превратился в изолированный христианский островок посреди мусульманской территории. У тевтонского гарнизона не было никаких разумных причин удерживать крепость, к тому же они понимали, что на помощь никто не придет – рядом не осталось никого, кто бы мог их спасти», – объясняет Адриан Боас.
Сопроводив тевтонских рыцарей в Акру, Бейбарс вернулся в Монфор с единственной целью: разрушить саму крепость. Войска султана этим занимались до 4 июля 1271 года, но до конца не довели: замок стал непригодным для жизни и обороны, однако главная башня, донжон, уцелела. Ее окружают руины главного зала, жилых помещений, винных подвалов, конюшен, крепостных стен – развалины некогда величественного строения среди безлюдных холмов, в котором больше никто никогда не жил.
В 1291 году, после падения Акры, закончилась эпоха крестовых походов на Святую землю. Тевтонские рыцари переключились на Восточную Европу, но это уже совсем другая история. А спасенные из Монфора архивы до сих пор хранятся в Вене, в главной резиденции Тевтонского ордена – да, он все еще существует.