Премьера фильма Александра Котта "Спитак" прошла в Москве
В столице показали премьеру фильма Александра Котта «Спитак». Это драма об одном из самых страшных землетрясений, оно произошло в Армении 7 декабря 1988 года. Киноленту, созданную при поддержке телеканала «Россия 1», посмотрел Станислав Анисимов.
Землетрясение в Спитаке: местные жители, группы спасателей из разных стран; больницы, переполненные людьми; пункты раздачи гуманитарной помощи; погибшие и пропавшие без вести. Александр Котт снимал не фильм-катастрофу. Это очень личные истории пострадавших. Картина получилась пронзительной и тихой.
«Когда встречался с актерами, они рассказывали о своих воспоминаниях, все говорили о тишине. Потому что, когда там оказывался, эмоции уходили на второй план. Буквально сразу надо было работать. И это работа в тишине. Была такая минута тишины, когда все замирали и слушали: есть ли кто-то под завалами», ‒ рассказал Александр Котт.
7 декабря 1988 года около 12 часов дня произошло землетрясение, как говорят эксперты, по мощности сопоставимое со взрывами десяти атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Погибло более 25 тысяч человек. По словам режиссера, местные жители сами приводили своих детей на съемки, говоря им, как важно принять участие в этой картине. Воспоминания о тех днях передаются из поколения в поколение. И при работе над фильмом авторы старались сохранить баланс между фактами и эмоциями, хроникой и воспоминаниями очевидцев.
«Мы, конечно, смотрели хронику, в основном фотохронику, там были кино и телевизионные кадры. По цвету я ориентировался на обложку журнала “Огонек” того времени. Я думаю, у нас отчасти это сохранилось», ‒ говорит оператор Петр Духовской.
Фильм Александра Котта ‒ о первых трех днях после землетрясения. Главный герой картины возвращается в родной город. Ему помогают найти его семью, которая оказалась в эпицентре катастрофы. Его семилетняя дочь и жена, роль которой исполняет Эрмине Степанян, ‒ под руинами фотоателье.
«Я понимала, что я не имею права как мать, как женщина давать своему ребенку умирать. Наоборот, эта женщина Гоар стала волшебницей, сказочницей, которая помогает своему ребенку поверить в чудо, в то что есть надежда, и что однажды будет хороший, светлый день», ‒ поделилась Эрмине Степанян.
Мир фильма Спитак ‒ своего рода Вавилон. Каждый персонаж говорит на своем языке, но об одном ‒ общая боль объединяет.