В РАМТе показали спектакль "Проблема"
В Российском академическом молодежном театре – «Проблема». Так называется новый спектакль по пьесе Тома Стоппарда, который поставил режиссер Алексей Бородин. Главные герои - молодые ученые из Института мозга - пытаются с помощью научных методов разложить «по полочкам» человеческую душу.
Лёжа в кровати, Он и Она спорят о существовании Бога. Усугубляет конфликт то, что оба учёные. Он нейрофизиолог, (изучает мозг), а она нейропсихолог и философ (изучает сознание).
К сложному материалу с подробными диалогами на конкретную, в данном случае научную тему, артистам РАМТа не привыкать. Тома Стоппарда в этом театре давно считают своим драматургом. Алексей Бородин ставил здесь 10-ти часовой его «Берег утопии» и «Рок-н-ролл». Британский писатель свою новую пьесу «Проблема» сам прислал режиссеру.
«Научные диалоги, конечно, очень важны, и надо в них «въехать». Но они связаны с человеческими отношениями, они не просто сами по себе, в этом сила драматургия Стоппарда. Он берет сложные темы и растворяет их в человеческих отношениях. Это самое главное. Как они развиваются, действуют», - рассказал режиссер, художественный руководитель РАМТа, народный артист РСФСР Алексей Бородин.
В сердцевину этой драмы изящно помещена очень личная историю главной героини - исследователя Хилари. В 15 лет она родила ребёнка и отдала на удочерение. Понять чувство вины, которое тянет всю жизнь, объяснить её личные мотивации в глубоком и серьезном изучении сознания Человека, было для актрисы Ирины Таранник всё же не на первом месте. По началу разбиралась с языком и мышлением героини-учёного.
«Автор пьесы нас предупреждал, прочитаете 14 раз, и вам всё станет понятно. Конечно, это была большая работа - ознакомиться с литературой нужно было, надо было понимать, о чём ты говоришь, для того, чтобы вступать в дискуссии по этому поводу, точно нужно понимать, что ты говоришь, не просто произносить текст, который за тебя написал автор, а немножко попытаться в этом разобраться», - призналась актриса Ирина Таранник.
Где граница между рациональным и духовным, и грань между эгоизмом и альтруизмом? Даже в Институте Мозга, где разворачивается большая часть действия спектакля, ответить на эти вопросы лишь пытаются! Можно ли найти ключ к «Проблеме», которая лежит в основе пьесы с таким название? Эти полтора часа без антракта показывают, что нет, она не разрешима. Но эксперимент драматурга Тома Стоппарда и режиссера Алексея Бородина над людьми удался. Ведь зритель выйдет из зала вполне «просветленным», пусть и не с научной точки зрения.