В столице представили концерт-посвящение Вацлаву Нижинскому
В Государственном Кремлёвском дворце прошёл вечер балета, посвященный 130-летию со дня рождения Вацлава Нижинского. Артисты ведущих театров мира представили отрывки спектаклей дягилевских «Русских сезонов» из репертуара танцовщика. Репортаж - Яны Мирой.
«Бог танца» - громкое название вечера, посвященного Вацлаву Нижинскому. Уже в третий раз Андрис Лиепа создает программу-трибьют, посвященную легендам балета. Нуреев, Плисецкая, на этот раз - приношение звезде «Русских сезонов». В этой программе - спектакли, в которых блистал Нижинский, в исполнении звезд мирового балета.
«Он жил на стыке XIX и XX веков, и на самом деле стал фигурой, которая открыла и явила миру мужской танец. После того, как Нижинский совершил эту революцию в умах, все начали понимать, что балет не только принадлежит балерине», - рассказал народный артист России Андрис Лиепа.
Ведущего солиста театра «Астана-опера» Бахтияра Адамжана знают и любят и на родине, и в Европе. С Андрисом Лиепой они познакомились в Нью-Йорке на балетном конкурсе, где Андрис был председателем жюри. Отдал молодому танцовщику главную награду, а потом не раз приглашал в свои проекты.
«Очень много он мне прививал стилистики рук. Не говоря о том, что музыкальность. Он немного меня укрощал, потому что из меня вылезал немного такой доминатор», - поделился ведущий солист театра «Астана Опера Бахтияр Адамжан.
В 1994 году Андрис Лиепа поставил «Шехеразаду» в Мариинском театре. В прошлом декабре состоялась премьера в Казахстане.
Этим вечером в Кремле - мировая премьера. Это балет «Разговор с Фавном» Патрика де Бана. Идея в том, чтобы показать, Нижинский был абсолютно уникальным артистом. Другого такого быть не может. В его жилах текла какая-то другая кровь.
«Балет, в котором нет балета», - так говорили о работе хореографа Нижинского «Послеполуденный отдых Фавна». Постановка Патрика де Бана «Разговор с Фавном» находится в сложных отношениях с первоисточником.
«Патрик предложил идею, чтобы я была олицетворением того спектакля Нижинского, а он как будто бы смотрел на это на всё со стороны, иногда превращаясь в Фавна, иногда будучи просто самим собой, иногда превращаясь в Нижинского», - рассказала народная артистка России Илзе Лиепа.
«Он настоящий царь классического танца. Он абсолютная легенда. И я испытываю непростые чувства от того, что прикасаюсь к танцу, который прежде исполнял он. Так что я решил, что буду использовать небольшие фрагменты, цитаты», - отметил хореограф Патрик де Бана.
Программа составлена так, чтобы представить контрасты, которые воплощал Нижинский - танцовщик и хореограф. Как объяснить словами, что такое «гений танца», задается вопросом автор этого проекта Андрис Лиепа. Он нашёл такую формулировку: Нижинский не просто мог воплотить любой образ. Он был способен стать бестелесным.
Яна Мирой