12 ноября 2019, 20:14 12 ноября 2019, 21:14 12 ноября 2019, 22:14 12 ноября 2019, 23:14 13 ноября 2019, 00:14 13 ноября 2019, 01:14 13 ноября 2019, 02:14 13 ноября 2019, 03:14 13 ноября 2019, 04:14 13 ноября 2019, 05:14 13 ноября 2019, 06:14

Музыкальный мир отмечает 100-летие со дня рождения Мечислава Вайнберга

  • Музыкальный мир отмечает 100-летие со дня рождения Мечислава Вайнберга
  • Картинка
    Большой Театр на фестивале музыки Вайнберга
  • Музыкальный мир отмечает 100-летие со дня рождения Мечислава Вайнберга
В течение всего года Всероссийский фестиваль музыки Вайнберга проходит на разных площадках страны.


В декабре музыкальный мир отметит 100-летие со дня рождения Мечислава Вайнберга — одного из крупнейших композиторов ХХ века. В течение всего года Всероссийский фестиваль музыки Вайнберга проходит на разных площадках страны. В Большом театре на этой неделе — серия показов оперы «Идиот» и выставка, посвящённая мастеру.

Сегодня о феномене Мечислава Вайнберга говорят не только дирижеры и музыкальные критики. Его музыка вернулась на мировые сцены после смерти композитора. Опера «Пассажирка», поставленная Дэвидом Паунтни в 2010 году прогремела не только в Европе, но и в Америке. В 2016 её поставил Екатеринбургский театр. Год спустя — «Новая опера».

«Музыка человека, который из своей судьбы соединил три культуры мира — еврейскую, польскую и русскую культуру», — вспоминает польский дирижер Михаил Клауза.

Жизнь Вайнберга — отражение ХХ века с его трагедиями, войнами, Холокостом. Он родился в еврейской семье, в Варшаве. С детства сочинял музыку. Мечтал о карьере пианиста. В 39-м бежал от фашистов в Советский Союз. В Москве познакомился с Шостаковичем. Вошел в его музыкальный круг. Был женат на дочери Михоэлса. В 1953 году Вайнберга арестовали — он провел больше двух месяцев в Бутырской тюрьме. Его спасло вмешательство Шостаковича. С этого момента он всю жизнь жадно сочинял музыку.

«Войны, национализм и репрессии, и сталинские репрессии, и проблемы идеологического пресса, выживаемость человека среди таких серьезных вызовов времени — в его творчестве это все связано, оно сильно это отражает», — рассказал главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов.Сейчас оперы Вайнберга идут в четырех российских театрах. Три года назад в афише Большого появился «Идиот» в постановке Евгения Арье. Это была последняя опера Вайнберга, написанная в 86-м. Несмотря на сложную музыкальную партитуру, опера стала востребованной и у публики, и у певцов.

«Сегодня, в том числе и молодое поколение, интересуется этой современной сложной и непростой музыкой. Она занимает свое место в репертуаре театра», — отметил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

Год Вайнберга охватывает не только 2019-ый, но и сезон 2020-го. Это настоящий музыкальный марафон. Шестьдесят концертов в 20 городах России. Оперы, симфонии, киноконцерт. На 8 декабря, в день Рождения композитора, в Московской филармонии запланирована большая программа произведений Вайнберга, музыку которого слушать трудно, но она необходима для души.

Елена Ворошилова 

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация