В Сестрорецке начали консервацию исторических дач
В Сестрорецке начали консервацию исторических дач. В Курортном районе Петербурга сохранилось более ста деревянных загородных домов начала XX века. Примерно треть построек - объекты культурного наследия. Но даже здания, имеющие охранный статус, находятся в аварийном состоянии.
Когда-то дачу Важевской в Сестрорецке издали примечали. Огромная сказочная изба с резным декором, росписью на фасадах и солидным возрастом. Больше века стоит, как по волшебству.
«Для того, чтобы не ухудшилось, мы сейчас сделаем саркофаг. Вот, закроем его, сделаем продушины, чтобы оно дышало. И самое опасное для здания – это естественно перепады всех температур от минус 30 до плюс 30, влажность его», - отметил начальник отдела пригородных районов КГИОП Андрей Сокольцов.
О сроках реставрации в комитете по охране памятников пока говорят осторожно. Если все сложится, то в 2024 году полностью обновят красочный терем. А вот загородный дом Змигродского. Одна из самых красивых сестрорецких дач в неорусском стиле не перенесла пожара. Здание (то, что осталось) выставили на торги по программе «Рубль за квадратный метр» - лишь бы отреставрировали.
«Это самый печально выглядящий объект. В тяжелейшем состоянии. Он полностью аварийный. Он за последние 2 года, состояние его ухудшилось резко», - отметил председатель КГИОП Сергей Макаров.
Еще чуть-чуть и рухнула бы дача Кочкина. Это еще не реставрация, лишь консервация. Строят новый дом вокруг старого. Своего рода корсет, чтобы вернуть силуэту прежние очертания. Ну, а само дерево неплохо сохранилось. Не тронуло время и потолочные розетки из папье-маше.
«Это такая технология, редко встречающаяся. Обычно она состоит из гипса. А тут соответственно - папье-маше. Практически в первозданном виде. Ни грибок, ни разрушения никакие не затронул», - рассказал руководитель компании-подрядчика Руслан Аносов.
А на даче Кривдиной потолки текут, грибок по стенам. У флигеля обвалилась крыша. И здесь все еще живут люди.
Здание продали в частные руки вместе с жильцами. Теперь выписать их из дома не могут.
Редкий пример - Дом Юхневича. Он тоже в частных руках, прошел тотальную реанимацию.
«Вот эти венцы были поменяны по всему периметру. Для этого делались балочная клетка специальная, и на винтовых сваях с помощью домкратов вывешивалось все здание», - отметил главный инженер проекта Евгений Кочетов.
А еще у дома появился фундамент. Раньше стоял просто на песке. Стены, резные наличники - все теперь выглядит как при первом владельце.
Гордость дома - уцелевшие печь и камин. Половину изразцов восстановили - остальные оригинальные. Реставраторы укрепили кладку и сняли слои старой масляной краски, обнажив первоначальный терракотовый цвет.
В Петербурге сейчас около 300 объектов деревянного зодчества. Каждый третий - в аварийном состоянии.
Эта беседка, в которой возможно выступал Федор Шаляпин, рухнула. Теперь стоит на подпорках. Спустя десять лет на восстановление деньги нашли. Резной павильон, который раньше был визитной карточкой Сестрорецка, через два года, возможно, снова появится на городских открытках.
Ольга Скрипкина