13 февраля 2020, 19:10 13 февраля 2020, 20:10 13 февраля 2020, 21:10 13 февраля 2020, 22:10 13 февраля 2020, 23:10 14 февраля 2020, 00:10 14 февраля 2020, 01:10 14 февраля 2020, 02:10 14 февраля 2020, 03:10 14 февраля 2020, 04:10 14 февраля 2020, 05:10

В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка «Дорогами святой Руси»

  • В Музее имени Андрея Рублева  открылась выставка «Дорогами святой Руси»
  • Картинка
    В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка «Дорогами святой Руси»
  • В Музее имени Андрея Рублева  открылась выставка «Дорогами святой Руси»
На ней представлены иконы святых с видами основанных ими обителей.


На ней — иконы святых с видами основанных ими обителей. Такие иконы создавались специально для паломников на память о посещении святых мест.

На этой иконе — Геннадиев Спасо-Преображенский монастырь и его основатель преподобный Геннадий Костромской. Эта и подобные ей иконы с изображением святых и основанных ими монастырей пользовались большой популярностью у паломников. Этот жанр иконописного искусства берет свое начало с традиции написания икон для жертвователей и благотворителей. Они получали их в дар от братии монастыря.

«Традиция эта зародилась рано, еще в середине XVI века, и связана она была с Соловецким монастырем. Основатели монастыря — Зосима и Савватий Соловецкие. Затем эта традиция распространилась довольно широко и стали изображать всех других святых с видами монастырей, храмов».

Вот, например, икона преподобного Сергия на фоне основанного им Свято-Троицкого монастыря. А вот явление Святой Троицы другому знаменитому подвижнику — Александру Свирскому. На выставке можно увидеть необычную икону Серафима Саровского конца XIX века. Святой был канонизирован только в 1903 году, поэтому здесь изображен без нимба. А вот еще одна редкая икона — сразу восемь подвижников русского Севера, в том числе Кирилл Белозерский и преподобные Ферапонт и Мартиниан. Наибольшее распространение такие паломнические иконы получили во второй половине XIX века — после отмены крепостного права.

«Вот именно тогда, после 1861 года, русское крестьянство становится мобильным, ездит на Афон, ездит в Святую Землю. Но не только. Совершает еще паломничество внутри России».

При подготовке выставки сотрудники музея обнаружили на иконе Александра Невского ошибку — подпись гласит, что это Даниил Московский. Скорее всего, считают в музее, реставраторы, готовившие иконы к продаже в частные руки, оказались некомпетентны. Прежняя надпись стерлась и они не смогли правильно определить, кто изображен на иконе.

Антон Николаев  

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация