110 лет со дня рождения кинорежиссера Павла Клушанцева
Советский кинорежиссёр, писатель, драматург и изобретатель, он создал новый жанр в мировом кинематографе — популярно-фантастический фильм. Джордж Лукас назвал Клушанцева крёстным отцом «Звездных войн».
Своим фильмом «Дорога к звездам», снятом в 1957, Павел Клушанцев опередил и технологии кино: создать такие достоверные спецэффекты — задача по тем временам невероятная. И науку. Запущен первый спутник, но полет человека в космос и тем более высадка на Луну, казались невероятными.
Из воспоминаний режиссера Павла Клушанцева: «Я пришел в наши главки в Москве и сказал, что хочу сделать фильм о возможности полета в космос. Мне сказали: „Павел, не дури! В космос полетят через 200-300 лет, когда нас не будет. А сейчас ты лучше сделай нам картину о том, как повысить урожайность сахарной свеклы“».
Но Клушанцев в своих фильмах мечтал оторваться от земли, выйти за пределы атмосферы и свободно путешествовать по Вселенной. Для этого он прилагал все усилия, преодолевая земное и бюрократическое сопротивление.
В архиве сохранились рукописи и чертежи — рабочие материалы к фильмам Павла Клушанцева. Он продумывал устройство космического корабля почти как инженер-конструктор, каждую деталь скафандра так, чтобы космическому путешественнику было удобно. И даже рассчитывал процесс фотосинтеза — каким он мог быть на других планетах.
Для Павла Клушанцева было важно, чтобы его разработки для фильмов были верными и с научной точки зрения.
«Клушанцев был знаком с Королевым. Он с ним переписывался, он к нему ездил. И Королев удивлялся всегда одной только вещи: как человек, конечно технически и инженероно грамотный, но человек, не связанный с высокими технологиями, может сделать все эти машины, ракеты так, что они приближаются к реальности», — вспоминает киновед Виктор Бочаров.
В сценах невесомости, показанных в фильме «Дорога к звездам», даже космонавты не могли признать постановку. Для их съемки режиссер использовал метод вертикальной съемки. Дублеры актеров, цирковые гимнасты, подвешивались на стальном тросе к потолку. Трос полностью перекрывался телом, человек свободно вращался в кадре.
Для наиболее сложных трюков использовались муляжи и куклы. В музее студии «Леннаучфильм», на которой Клушанцев снимал свои картины, сохранилась небольшая часть наследия режиссера. Энтузиасты спасли эти экспонаты в 90-е, когда они оказались буквально на помойке. По ним сегодня можно понять, насколько точной до деталей была работа режиссера.
«Лица всех космонавтов, это были лица актеров. Поскольку фильм игровой и у него снимались актеры довольно известные, когда нужно было делать трюки совершенно уже невозможные, все снималось в павильоне, тогда обращались к куколкам», — рассказала редактор студии «Леннаучфильм» Лариса Кухалева.
«Планета Бурь» вышла на экраны в 1961 году. В этой ленте Клушанцев обратился к жанру научной фантастики. История про советскую экспедицию на Венеру произвела впечатление даже на западных специалистов по спецэффектам. Участники съемок вспоминали: Клушанцев настолько хорошо ориентировался в материале фильма, что казалось, он уже успел сам побывать на Венере.
На счету Клушанцева более 300 разработок в области комбинированных съемок. Их секреты сегодня почти забыты. У режиссера не было учеников, но есть поклонники и последователи, которые и хранят память о звездном мечтателе и по сей день.
Звездный путь Павла Клушанцева начался в 2008 году. Его именем назвали малую планету 321 046. Она летит в главном поясе астероидов где-то там между орбитами Марса и Юпитера.
Станислав Анисимов