Мировой океан 27 сентября 2012, 16:10 27 сентября 2012, 17:10 27 сентября 2012, 18:10 27 сентября 2012, 19:10 27 сентября 2012, 20:10 27 сентября 2012, 21:10 27 сентября 2012, 22:10 27 сентября 2012, 23:10 28 сентября 2012, 00:10 28 сентября 2012, 01:10 28 сентября 2012, 02:10

Исследователи из США выяснили, что едят глубоководные адские вампиры

Американские морские биологи провели сложное и длительное исследование, чтобы, наконец, определить, чем питаются глубоководные адские вампиры.

"Кальмар – вампир из ада" – именно так в дословном переводе с латинского звучит название небольшого и безобидного головоногого моллюска Vampyroteuthis infernalis. В русском варианте эти морские обитатели получили прозвище "адский вампир"

Эти реликтовые морские жители были впервые описаны и ошибочно отнесены к осьминогам в 1903 году. Однако после восстановления справедливости и признания общих черт, как с кальмарами, так и с осьминогами, их выделили в отдельный отряд с единственным видом (всё тем же Vampyroteuthis infernalis).

Адский вампир – это единственный на планете головоногий моллюск, способный жить на глубинах от 400 до 1000 метров, там, где количество растворённого в воде кислорода минимально.

С момента его открытия учёные не раз пытались познакомиться с моллюском поближе, но никому не удавалось достоверно определить, чем же он питается.

Анализ содержимого желудков глубоководных существ показывал наличие кусочков мелких ракообразных, микроскопических водорослей и большого количества вязкой слизи. К сожалению, собранные до настоящего исследования данные не давали точной информации о вкусовых предпочтениях и способах добычи пропитания этими моллюсками.

Адский вампир (Vampyroteuthis infernalis) (иллюстрация Citron/Wikimedia Commons).

Учёные из Аквариумного исследовательского института в заливе Монтерей (MBARI) решили во что бы то ни стало докопаться до истины и для начала проанализировали содержание желудков особей адского кальмара из музейных коллекций. После этого исследователи отправились на морское дно для сбора убедительных фактов.

С помощью глубоководного дистанционно управляемого аппарата (ROV) исследователи Хенк-Ян Ховинг (Henk-Jan Hoving) и Брюс Робинсон (Bruce Robison) собрали живых адских вампиров для исследования их пищевого поведения в лабораторных условиях.

Помимо этого Ховинг отсмотрел все записи подводных съёмок, сделанных в MBARI за последние 25 лет, в ходе которых в объектив камеры попадались эти моллюски за трапезой.

Благодаря продолжительной кропотливой работе исследователи выяснили, что адские вампиры – типичные падальщики.

Согласно данным, опубликованным в журнале Proceedings of the Royal Society B, основу их рациона составляет так называемый "морской снег" – смесь останков морских организмов, водорослей, экскрементов и слизи, медленно оседающих на дно.

Для захвата пищи представители вида V. infernalis используют уникальные нитеобразные органы – велярные жгутики, которые упакованы в своеобразные сумки в соединительной ткани. Они гораздо длиннее, чем щупальца, покрыты множеством волосков и пронизаны сетью чувствительных нервов. Лучший ловчий аппарат для тех, кто не любит совершать лишние движения, и придумать сложно.

Адский вампир в поисках пищи дрейфует в горизонтальном положении с расправленным жгутиком (фото MBARI).

Неспешно передвигаясь в толще воды, животное время от времени выбрасывает жгутики наружу, кусочки пищи налипают на нити, и моллюск начинает подтягивать их, счищая корм при помощи щупалец и обволакивая его слизью. В итоге формируется шар, который отправляется прямо в рот адского вампира.

Изучая присоски моллюсков под микроскопом, учёные установили, что последние покрыты клетками, которые вырабатывают слизь. Именно её, вероятнее всего, и используют существа для склеивания частичек пищи.

Адский вампир при помощи щупалец счищает налипший на жгутики корм (фото MBARI).

Казалось бы, ответы на все вопросы найдены, но учёным не давал покоя один момент: морской снег не обладает достаточной питательностью. Позднее наблюдения за моллюсками показали, что они ведут чрезвычайно энергоэффективный образ жизни.

Исследователи поясняют, что, во-первых, тела адских вампиров обладают нейтральной плавучестью, то есть им не нужно затрачивать усилия на то, чтобы оставаться на определённой глубине. О способе пропитания V. infernalis мы уже всё знаем, а спасаться от хищников у них нет никакой необходимости, поскольку на такой глубине их просто нет.

"Несмотря на то, что за зловещей внешностью скрывался обыкновенный лентяй, адские вампиры, несомненно, будут продолжать очаровывать как исследователей морских глубин, так и простых обывателей", — заключает Ховинг в пресс-релизе MBARI