Ископаемая "матрёшка": найдены останки сразу трёх представителей древней пищевой цепочки
Как в русской народной сказке: "Жук – в ящерице, ящерица – в змее, змея – в осадочных горных породах". Но это не сказка, а самая настоящая быль. Более того, сбывшаяся мечта палеонтологов! Они впервые в истории нашли останки сразу трёх представителей пищевой цепочки.
Такую ископаемую "матрёшку" возрастом примерно 48 миллионов лет впервые в истории обнаружили учёные из Германии и Аргентины. Находка была сделана в карьере Мессель – это знаменитое место обнаружения окаменелостей эпохи эоцена. Многие найденные здесь останки ранних млекопитающих и других живых организмов имеют огромную научную ценность: они хорошо сохранились благодаря сланцевым горным породам.
Как рассказал один из авторов исследования Кристер Смит (Krister Smith) из Немецкого энтомологического института Зенкенберга, вероятно, ящерица, о которой идёт речь выше, была родственником современной игуаны и принадлежит виду Geiseltaliellus maarius – его представители пока были обнаружены только в карьере Мессель. Её длина от головы до кончика хвоста составляет 20 сантиметров, и судя по тому, что некоторые рёбра змеи перекрывают скелет ящерицы, последняя точно стала доисторическим обедом. (Могло бы быть и так, что ящерицу со временем просто прижало к змее прессом из горных пород.)
Интересно, что ящерицы вида Geiseltaliellus maarius уже тогда обладали способностью сбрасывать хвост в случае приближения опасности, но жертва этого не сделала – возможно, просто не успела.
Вид змеи также удалось идентифицировать: это Palaeophython fischeri, предок современных удавов. Судя по останкам скелета, длина древней рептилии около 103 сантиметров. Довольно мало для представителей этого вида, которые достигали подчас двух метров. Вероятно, это говорит о том, что змея была совсем юной, поясняет Смит.
Компьютерный томограф высокого разрешения не смог "установить личность" жука, зато учёные выяснили другую интересную подробность. Змея скончалась примерно через двое суток после того, как съела ящерицу. Каким-то образом она оказалась на дне древнего озера, задохнувшись или отравившись. Последняя версия кажется более убедительной, потому что озеро в карьере Мессель по происхождению было вулканическим и, скорее всего, его вода была токсичной.
По словам палеонтологов, находка имеет колоссальное значение для понимания трофической цепочки древних существ. Например, до этого считалось, что предки ящериц были "вегетарианцами", теперь же получается, что ископаемые разбавляли растительную диету сытными насекомыми.
Кроме того, сейчас биологам известны особенности "диеты" представителей семейства Boidae, в которое входят ложноногие или удавообразные змеи. Их пищевые предпочтения меняются в течение жизни: юные особи поедают маленьких ящериц и земноводных, взрослые – птиц и крупных рептилий.
Находка палеонтологов доказывает, что эта особенность сформировалась у удавообразных десятки миллионов лет назад – ещё один удивительный факт, который ранее не был известен науке.
Справедливости ради заметим, что карьер Мессель часто радует палеонтологов: до этого здесь находили останки ископаемой летучей мыши с молью в желудке или, например, останки копытных – предков лошадей – которые, как оказалось, любили виноград.
На юге Африки несколько лет назад была открыта ещё одна любопытная находка – "двойная" окаменелость в норе триасового периода.
Однако последнее открытие стало единственным в истории, которое демонстрирует сразу трёх представителей пищевой цепочки. "Я сомневаюсь, что ещё когда-нибудь в своей жизни увижу что-то подобное", — говорит Смит, объясняя редкость и ценность останков.
Научная статья с подробным описанием находки опубликована в журнале Palaeobiodiversity and Palaeoenvironments.