Виртуальная реальность помогла ослабить страх смерти
VR-технологии находят всё более широкое применение – от лечения психологических травм до помощи в медитации. Ранее также высказывалось предположение, что при помощи VR-очков можно лечить различные фобии.
Новое исследование команды учёных, работающей под руководством Мэла Слейтера (Mel Slater) из Университета Барселоны, подтвердило эту догадку. Причём речь идёт о, пожалуй, самом серьёзном страхе – боязни смерти.
Ещё с древних времён людям знакомо такое понятие как околосмертные переживания. Они могут возникать в ходе событий, угрожающих жизни (например, при клинической смерти, которая, к слову, безболезненна), и проявляются как ощущение выхода из физического тела или за пределы пространства и времени, эйфория, видения, чувство перемещения и многое другое. Зачастую люди, пережившие такой опыт, меняются, в том числе у них уменьшается страх перед смертью.
Исследователи решили спровоцировать подобные внетелесные переживания при помощи технологии виртуальной реальности, чтобы понять, может ли такая иллюзия ослабить фобию.
В эксперименте приняли участие 32 женщины-добровольца. Им надели VR-очки, подключили к датчикам движения и вибрирующим устройствам и попытались создать иллюзию выхода из физического тела. Любые движения человека в этом состоянии синхронизировались с движениями аватара – "виртуального тела", которое на этом этапе было перед глазами участниц.
Чтобы человек почувствовал реальность своего второго тела, учёные дополнили картинку тенями и отражениями, а также применили физическое воздействие на участниц эксперимента. К примеру, когда ноги аватара касался мяч, то же самое ощущение (за счёт вибрации в месте прикосновения) испытывал доброволец.
Таким образом исследователи убеждали участниц, что виртуальное тело принадлежит им. После этого последовала главная часть работы: на этот раз добровольцы увидели своё тело как бы со стороны (сверху), а не "от первого лица". При этом одна группа испытуемых по-прежнему чувствовала вибрацию от "прикосновения" виртуального мяча, а вторая – нет. Более того, у второй группы движения реального тела и аватара перестали синхронизироваться.
Затем всех участниц попросили заполнить анкету и рассказать об ощущениях во время эксперимента. Среди прочих вопросов был и вопрос, боятся ли они умереть. Оказалось, что после смены угла обзора (при виртуальном выходе из собственного тела) добровольцы испытали то самое внетелесное переживание, однако у первой группы оно было более слабым, чем у второй. При этом у второй группы значительно снизился страх смерти. Вероятно, этот обман мозга заставил их думать, что жизнь после смерти возможна и без негативных последствий, делают вывод испанские исследователи.
Примечательно, что боязнь умереть в молодости сохранилась одинаковой у представителей обеих групп.
Исследователи признают, что пока не совсем понятно, может ли подобная "терапия" помочь людям, находящимся при смерти (например, в хосписах), или с серьёзными фобиями. От них, кстати, можно избавиться во сне или в прямом смысле удалить из мозга. Также неясно, насколько оправдано использование анкетирования после эксперимента, ведь ответы не могут определить силу влияния на убеждения человека.
Научная статья с подробным описанием эксперимента и его результатов опубликована в журнале PLoS ONE.
Напомним, что ранее VR-технологии помогли парализованным людям сделать первые шаги после травмы. Также учёные доказали, что ощущение невидимости похоже на фантомные боли.