VR-терапия помогла пациентам восстановиться после инсульта
Виртуальная реальность укрепляет свои позиции в медицине. Этот "дивный новый мир" не только помогает избавиться от боли, но также имеет важное значение для парализованных людей. Исследования показали, что VR-технологии помогают пациентам сделать первые шаги после травм.
После этого открытия учёные предположили, что, возможно, виртуальная реальность поможет также и в восстановлении после инсультов. Ожидания полностью оправдались.
VR-терапия, применяемая для улучшения подвижности рук после инсульта, оказалась столь же эффективной, как и классические восстановительные программы, сообщается в пресс-релизе Американской академии неврологии.
"Виртуальная реальность может стать альтернативой или же дополнением стандартной терапии после инсульта", — рассказывает соавтор работы Ирис Бруннер (Iris Brunner) из Орхусского университета (Дания).
Её команда провела исследование с участием 120 человек. Средний возраст пациентов составил 62 года. Все они в среднем за месяц до исследования перенесли инсульт, и у всех наблюдалась лёгкая или сильно выраженная мышечная слабость, нарушение координации движений в руках – запястьях, предплечьях и плечах.
В течение месяца участники проходили специальные тренировки: четыре-пять раз в неделю в течение часа пациенты упражнялись, чтобы улучшить двигательную активность. Учёные зафиксировали уровень подвижности добровольцев в начале эксперимента, по окончании (через месяц) и ещё через три месяца после начала работы.
При этом половина участников занималась по стандартному комплексу упражнений, который разработан медиками для восстановления двигательной активности после инсультов. Вторая половина тренировалась с использованием виртуальной реальности: исследователи разработали специальный курс реабилитации и адаптировали его для каждого пациента с учётом его состояния и физических возможностей.
Добровольцы, проходившие программу восстановления при помощи VR-технологий, использовали экран и перчатки с датчиками. Им предлагалось несколько игр, в которых нужно было совершать различные движения руками, кистями и пальцами.
Результаты показали, что обе группы существенно улучшили свои показатели: тест двигательной активности рук (Action Research Arm Test), который применяется для оценки состояния пациентов после инсультов, показал улучшение в среднем на 30 пунктов.
"Не было совершенно никакой разницы, по какой из программ занимались пациенты. Эти результаты свидетельствуют о том, что медики могут использовать любой тип терапии, в зависимости от того, что предпочитает пациент", — заключает Бруннер.
Правда, по её словам, пока исследование находится лишь на начальном этапе. Если усовершенствовать VR-терапию, то, вероятно, прогресс после её использования станет ещё более заметным.
Также впереди разработка реабилитационных программ для людей с более серьёзными неврологическими повреждениями, которые отражаются на активности не только рук, но и всего тела.
Кроме того, команда планирует адаптировать программы для использования дома, чтобы люди могли заниматься, не выезжая в больницы и поликлиники. Это уменьшит нагрузку на организм пациента, снизит транспортные расходы и разгрузит врачей, заключают специалисты.
Полный текст их исследования опубликован в специализированном медицинском журнале Neurology.
Напомним, что VR-технологии также помогают избавлять людей от страхов и фобий, а ещё облегчают пациентам болезненное лечение и фантомные боли.
Кстати, проект "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) также рассказывал об изобретении российских исследователей, которые вышли в финал российского этапа конкурса James Dyson Award 2017. Это проект игрового оборудования для диагностики детей EYWA balance game. Изобретение представляет собой комплекс из трёх элементов (балансир, жилет для снятия электромиографии и шлем с VR-очками для записи электроэнцефалограммы). Комплекс производит необходимые медицинские замеры, пока малыш играет в виртуальной реальности, и программа в итоге выдаёт описание состояния его здоровья.