Ледяная мумия Эци 11 января 2016, 12:05 11 января 2016, 13:05 11 января 2016, 14:05 11 января 2016, 15:05 11 января 2016, 16:05 11 января 2016, 17:05 11 января 2016, 18:05 11 января 2016, 19:05 11 января 2016, 20:05 11 января 2016, 21:05 11 января 2016, 22:05
  • Маргарита Паймакова

Древний "ледяной человек" страдал от болей в желудке

Результаты нового генетического анализа показали, что Эци, мумия которого была обнаружена в итальянских Альпах 25 лет назад, при жизни страдал от бактерий, вызывающих гастрит и язву желудка. Открытие позволило учёным узнать новое о распространении людей по Европе.

Эци, древний путешественник, чья 5300-летняя мумия была обнаружена 25 лет тому назад в итальянских Альпах, был поражён бактериями, вызывающими у современных людей гастрит и язву желудка. Международная группа исследователей, возглавленная палеопатологом Альбертом Зинком (Albert Zink) и микробиологом Фрэнком Майкснером (Frank Maixner) из Европейской академии в Больцано, провела генетический анализ и обнаружила в желудке "ледяного человека" следы микроорганизмов Helicobacter pylori.

"У нас получилось расшифровать полный геном 5300-летней желудочной бактерии, – прокомментировал Зинк. – Кстати, его желудок был полностью заполнен. По всей видимости, Эци достаточно хорошо питался перед смертью".

Открытие не только указывает на то, что "ледяной человек", скорее всего, страдал от болей в желудке на момент своей смерти. Оно также обеспечивает учёных неожиданной подсказкой касаемо истории жителей Европы.

Поясним. Сегодня эта бактерия присутствует в организме примерно половины всех людей на земном шаре. Обычно она передаётся от человека к человеку через слюну, фекальные загрязнения пищи и воды или же в результате несоблюдения гигиены.

Возбудитель проживал в организме людей настолько долго, что даже стал маркером расселения человека по всему миру. Данные генетического анализа различных штаммов, которые развивались во время человеческой миграции, могут быть использованы для отображения географии миграций.

И теперь старейшим "вместилищем" H. pylori можно назвать желудок Эци.

Нынешнее исследование началось в 2010 году, когда желудок "ледяного человека" был изучен с помощью компьютерной томографии. Учёные из различных университетов Европы и Африки полностью разморозили мумию и взяли для изучения образцы из её желудка.

"Мы сомневались, что сможем найти следы H. pylori в тканях Эци, ведь слизистой оболочки его желудка уже не существует, – говорит Зинк. – Однако мы решили проблему, собрав ДНК всего содержимого желудка. Мы успешно вычленили индивидуальные последовательности бактерии и реконструировали её геном".

Как оказалось, Эци был инфицирован потенциально вирулентным штаммом H. pylori, и его иммунная система отреагировала на это – в организме были найдены маркеры белков, которые и сегодня выявляются у больных, заражённых этой бактерией. Нельзя с уверенностью утверждать, что Эци страдал при жизни от гастрита, ведь слизистая оболочка желудка не сохранилась. Однако велика вероятность, что у него были серьёзные проблемы с желудком, хотя болезненное состояние и не было опасным для жизни.

"Этот человек был в довольно хорошей форме на момент своей смерти. Умер он в возрасте 40-50 лет, и мы считаем, что он мог бы прожить ещё лет 10-20, если бы не был убит стрелой в спину," – считает Зинк, хотя и не все коллеги с ним согласны. Более ранние исследования костей и кровеносных сосудов помогли выявить артрит в шее, правом бедре и спине мумии, а также признаки болезни Лайма, а состояние его артерий свидетельствует о вероятности сердечного приступа в будущем.

Сегодня менее чем у 10% носителей бактерии развиваются болезни вроде гастрита или язвы желудка, и в основном это происходит уже в пожилом возрасте. Однако в древние времена жертв должно было быть больше.

"Мы предполагали, что в организме Эци будет найден тот же штамм бактерии, что содержится в организме большинства европейцев в наши дни, – говорят исследователи. – Однако штамм, который мы обнаружили, наблюдается в основном у жителей Центральной и Южной Азии".

Европейский штамм H. pylori, как известно, представляет собой гибрид азиатского и африканского штамма, причём учёные выдвигали различные теории о том, когда и где состоялась гибридизация. До сих пор основная версия гласила, что европейский штамм появился уже у людей эпохи неолита из-за того, что они перестали вести кочевой образ жизни и занялись сельским хозяйством. Однако данные исследования Эци опровергли это предположение.

Микроорганизмы H. pylori ледяной мумии – почти чистый представитель бактериального наследия азиатского происхождения, существовавшего в Европе до гибридизации. Дальнейшие исследования, которые будут проводиться на других мумиях, помогут создать более точную карту исторической географии человека.

Научная статья об открытии была опубликована журналом Science.