Работы Рафаэля представили в Риме
Распространение коронавируса не помешало открытию в Риме выставки работ Рафаэля. Огромная экспозиция приурочена к 500-летию со дня смерти мастера. Подробности - у Анастасии Егоровой.
Выставка работ Рафаэля в римском выставочном зале «Скудерие дель Квиринале» открылась, как и планировали, 5 марта. Организаторы надеются, что эпидемия не сильно повлияет на количество посетителей.
«Галерея Уффици сейчас открыта, конечно, до тех пор, пока власти не решат иначе. Сейчас у нас гораздо меньше посетителей, чем бывает обычно в марте. Поэтому наши посетители смогут соблюдать рекомендованную безопасную дистанцию в 1 метр, чтобы избежать заражения коронавирусом», - отметил директор Уффици Эйке Шмидт.
Это самая крупная выставка работ Рафаэля за всю музейную историю. Больше сотни произведений: живопись и графика из галереи Уффици, Римского Музея старого искусства, Национальной галереи в Вашингтоне, Музея Прадо.
«Мы работали над выставкой более трех лет с десятками искусствоведов со всего мира. Экспозиция демонстрирует не только творческий путь одного из величайших художников, но и напоминает о важности древнегреческого и римского искусства для культуры итальянского Ренессанса», - заявил он.
Это интервью директор Уффици даёт на фоне картины, которая не должна была покидать стен галереи. Научный комитет Уффици еще в декабре прошлого года включил «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» в список произведений искусства, которые не подлежат вывозу ни при каких обстоятельствах - это угроза их сохранности. Но полотно всё-таки оказалось в Риме, об этом специалисты научного комитета Уффици узнали из СМИ. И, оскорбленные, подали в отставку.
Директор Галереи Уффици подчеркнул, что портрет Льва X был специально отреставрирован в преддверии юбилея Рафаэля и находится в отличном состоянии. Эту работу, как и другие портреты, художник написал в последние годы жизни, когда стал живописцем папского двора и находился на пике признания.
«Рафаэль отличался от других художников своего времени. Он не был заинтересован в анатомии человеческого тела, как Микеланджело, чей основной интерес был в спортивном человеческом теле, его не интересовал научный анализ мира, как Леонардо, Рафаэля интересовало как можно точнее выразить человеческий характер и душу в живописи», - добавил он.
Выставка построена как рассказ о творчестве художника и начинается с конца: с 6 апреля 1520 года - дня, совпавшего с 37-летием и одновременно уходом Рафаэля.
«Такой порядок времени еще лучше помогает понять и оценить тот долгий путь обучения, знания, которые Рафаэль получил из разных культур, он черпал лучшее», - заметила куратор выставки Рафаэля Марция Файетти.
Особая тема в творчестве мастера - образ Мадонны. За всю жизнь Рафаэль написал их около 40. В них художник, рано потерявший мать, отражал свое отношение к женщине, красоте, любви.
Анастасия Егорова