7 апреля 2017, 23:26
8 апреля 2017, 00:26
8 апреля 2017, 01:26
8 апреля 2017, 02:26
8 апреля 2017, 03:26
8 апреля 2017, 04:26
8 апреля 2017, 05:26
8 апреля 2017, 06:26
8 апреля 2017, 07:26
8 апреля 2017, 08:26
8 апреля 2017, 09:26
Первая мировая война - трамплин для экономики США
Хотя Соединенные Штаты активно участвовали в Первой мировой войне всего лишь девятнадцать месяцев - с апреля 1917 года по ноябрь 1918 года, мобилизация экономики была необычайной.

Более четырех миллионов американцев служили в вооруженных силах, а экономика США располагала огромными запасами сырья и боеприпасов.
Война в Европе, разумеется, началась задолго до вступления Соединенных Штатов. Многие европейцы шли в войну, думая, что победа дастся легко. Однако, когда началась война, стало ясно, что последствия войны будут колоссальными. К тому времени, как Соединенные Штаты вступили в войну, американцы знали, что цена победы будет высокой. Что же побудило Соединенные Штаты войти?
Один из факторов заключался в том, что американцы вообще, некоторые этнические меньшинства были исключением, чувствовали более тесные связи с Великобританией и Францией, чем с Германией и Австрией. К 1917 году стало ясно, что Англия и Франция близились к истощению, и в Соединенных Штатах Америки были популярны настроения о необходимости спасения традиционных союзников.
Важное значение имеет также настоятельная необходимость Соединенных Штатов в отношении ее торговых прав. Вскоре после начала войны Великобритания, Франция и их союзники установили военно-морскую блокаду Германии и Австрии. Даже еда была контрабандой. Администрация Вильсона с горечью заявила, что блокада нарушает международное право. Американские компании использовали в качестве посредников представителей из европейских нейтральных стран, таких как Швеция. Разумеется, утверждают американцы, международное право защищает право одного нейтрального игрока на торговлю с другим. Великобритания и Франция отреагировали на это путем расширения блокады, включив в нее балтийские государства.
Когда англичане, которые предоставили большинство блокирующих судов, перехватывали американский корабль, судно сопровождалось в британский порт, экипаж хорошо обслуживался, и существовал шанс выплаты ущерба, если выяснилось, что перехват был ошибкой. Ситуация была совсем иной, когда немцы перешли к тактике "подводной войны". Немецкие подводные лодки атаковали без предупреждения, и у пассажиров было мало шансов спастись. Для многих американцев это было беспрецендентным нарушением законов войны. Немцы пришлось использовать подводные лодки, потому что их наземный флот был слишком мал, чтобы победить британский флот, не говоря уже о создании эффективной контр-блокады.
Первая жертва немецких подлодок

Сразу за первым взрывом раздался более разрушительный второй взрыв. Судебные комиссии в Великобритании и США пришли к выводу, что лайнер был атакован двумя торпедами. Командир U-20 Вальтер Швигер утверждал, что выпустил по "Лузитании" только одну торпеду. Существует множество версий, объясняющих происхождение второго взрыва, в частности, повреждение паровых котлов, взрыв угольной пыли, умышленный подрыв или самопроизвольная детонация нелегально перевозившихся в трюме боеприпасов. Однако военное командование Великобритании отрицает перевозку взрывчатых веществ на "Лузитании".
В момент атаки "Лузитания" шла со скоростью 18 узлов (33 км/ч). После попадания торпеды лайнер практически сразу потерял управление и на протяжении следующих 10 минут двигался по инерции, что осложнило эвакуацию с тонущего судна. Спуск спасательных шлюпок был затруднён из-за сильного крена. Из 48 шлюпок удалось успешно спустить лишь 6.
Лайнер затонул через 18 минут после атаки, унеся жизни 1197 человек. Потопление лайнера и гибель 128 американских граждан стали для руководства США важным пропагандистским поводом для вступления в Первую мировую войну.
Мобилизация

Когда размер армии был определен, требования к экономике стали очевидными, хотя средств для их удовлетворения не было: продовольствие и одежда, оружие и боеприпасы, места для обучения и транспортные средства. Флот также должен был быть расширен для защиты американского судоходства и перевозок войск. Контракты немедленно начали перетекать из армии и флота в частный сектор. Результатом, конечно же, стал быстрый рост федеральных расходов с $477 млн. в 1916 году до пика в размере $8,45 млрд в 1918 году – 12% от ВВП США.
Несмотря на то, что армия насчитывала бы миллионы человек, увеличение этих показателей не стало непосильным бременем для экономики США. Общая численность рабочей силы возросла с 40 миллионов в 1916 году до 44 миллионов в 1918 году. Это увеличение позволило Соединенным Штатам разместить крупные военные заказы в промышленном секторе, где численность работников возросла с 27,8 миллионов человек в 1916 году до 28,6 миллионов человек в 1918 году.
Реальная заработная плата резко выросла в промышленном секторе во время войны, возможно, на шесть или семь процентов, и это увеличение в сочетании с простотой поиска работы было достаточным для привлечения дополнительной рабочей силы. Многие из мужчин, призванных в вооруженные силы, покидали школу и в любом случае впервые вошли в состав рабочей силы.
Численность рабочей силы в сельском хозяйстве несколько снизилась с 10,5 млн. человек в 1916 году до 10,3 млн. человек в 1918 году, однако сельское хозяйство включало много рабочих мест с низкой производительностью, и в целом объем производства сельскохозяйственной продукции был устойчивым. Действительно, важнейшая категория продовольственных зерновых культур продемонстрировала значительное увеличение в 1918 и 1919 годах.
Финансирование войны
Откуда деньги пришли, чтобы купить все эти боеприпасы? Тогда, как и сейчас было три основных способа привлечения денег:- повышение налогов,
- заимствование у населения
- запуск печатного станка
В Гражданской войне правительство просто напечатало знаменитые доллары. В Первой мировой войне стало возможным "печатать деньги" более окольным путем. Правительство могло продать облигацию вновь созданной Федеральной резервной системе. Федеральный резерв заплатил бы за это, создав депозитный счет для правительства, который правительство могло бы затем использовать для покрытия своих расходов. Если правительство сначала продало облигацию широкой публике, процесс создания денег был бы еще более окольным.
В итоге результат будет таким же, как если бы правительство просто напечатало доллары: правительство платило бы за войну с вновь созданными деньгами. Эксперты почти не обращали внимания на возможность печатать деньги. Причина может заключаться в том, что золотой стандарт был неприкосновенным. Реальный выбор оказался между повышением налогов и заимствованием у населения.

Большинство людей, однако, считали, что между налогами и заимствованиями должен быть баланс. Министр финансов Уильям Гиббс Макэду считал, что финансирование военных расходов в пропорции 50 процентов от налогов и 50 процентов от облигаций будет правильным. Финансирование больше от налогов, особенно прогрессивных налогов, напугало бы более богатые классы и подорвало бы их поддержку войны.
В октябре 1917 года Конгресс откликнулся на призыв о повышении налогов с Законом о военных доходах. Этот акт увеличил ставки подоходного налога с физических лиц и корпораций и установил новые акцизные сборы, сверхприбыль и налог на роскошь. Ставка налога за доход в размере $10 тыс. составляла от 1,2% в 1916 году, после принятия закона она выросла до 7,8%. При доходах от $1 млн ставка составляла 10,3% в 1916 году, в 1918 – уже 70,3%. Такой шаг способствовал увеличению доходов казны с $930 млн в 1916 году до $4,388 млрд в 1918 году. Однако федеральные расходы увеличились с $1,333 млрд в 1916 году до $15,585 млрд в 1918 году. Образовался огромный дефицит бюджета, который пришлось финансировать за счет выпуска военных облигаций.
Краткосрочные заимствования были принято в качестве временной меры. Тем не менее, чтобы уменьшить давление на Казначейство и опасность резкого повышения краткосрочных ставок, необходимо было выпускать долгосрочные облигации, поэтому Казначейство создало знаменитые Liberty Bonds. Первым выпуском были тридцатилетние облигации, доходность которых составляла 3,5% по истечении пятнадцати лет. Было произведено четыре выпуска Liberty Bonds и один выпуск краткосрочных облигаций Victory. В результате, продажа этих облигаций привлекла в бюджет страны более 20 миллиардов долларов на военные цели.

Плакат, призывающий покупать военные облигации
Во время войны Америка стала базой для европейских союзников, что привело к резкому росту внутренних инвестиций и производства, и это превратило страну в крупного глобального кредитора и экспортера энергоносителей практически за одну ночь.
Американский экспорт сельскохозяйственных товаров вырос в четыре раза, сельскохозяйственные доходы выросли с $3 млрд до $9 млрд, цены на землю выросли, банки стали появляться везде. То же самое происходило в промышленности. Производство стали, например, выросло с 30 млн тонн в год до почти 50 млн тонн во время войны.
В общей сложности за шесть лет с 1914 г. ВВП страны вырос с $40 млрд до $92 млрд, а это предполагает фантастический рост на уровне 15% ежегодно.
Эти цифры отражают сильные инфляционные процессы, особенно потому, что США одолжили союзникам огромное количество денег. Сумма составила почти 15% ВВП, или $2 трлн в сегодняшнем эквиваленте.
И модель работы Федеральной резервной системы изменилась очень сильно. Всего за шесть месяцев до убийства Фердинанда конгресс не дал никаких юридических полномочий ФРС по выкупу государственных облигаций или для операций на открытом рынке для финансирования государственного долга. Отчасти это связано с тем, что и покупать особо было нечего. На тот момент госдолг США составлял всего $1,5 млрд, или 4% ВВП.
При этом свободный рынок, который не контролировался ФРС, функцией которой было обеспечение ликвидности, достаточно успешно регулировал ставки и другие параметры во время каких-либо потрясений.
Паника 1907 г. ясно показала, что спекулятивные пузыри, играющие серьезную роль в начале кризисов, хорошо лечились свободным рынком.
Во время Первой мировой войны госдолг США вырос с $1,5 млрд до $27 млрд. Это было бы невозможно без чрезвычайных военных поправок, которые позволяли ФРС выпускать долг. В результате такая схема положила начало сегодняшней денежной системе централизованного планирования.
Военные облигации активно покупали практические все национальные банки. И для этого федеральные резервные банки кредитовали под залог военных облигаций, так как без этого процесса банки просто не нашли бы миллиарды долларов.
Трансформация финансовой системы
Война за мир навсегда изменила международное экономическое положение Соединенных Штатов. Соединенные Штаты долгое время были страной-должником. Однако из войны, США вышли как чистый кредитор. В 1914 году инвестиции в зарубежные страны составили $5 млрд, а общий объем иностранных инвестиций в США составил 7,2 млрд. Американцы были чистыми должниками на сумму $2,2 млрд. К 1919 году инвестиции в зарубежные страны выросли до $9,7 млрд, тогда как общий объем иностранных инвестиций в США упал до $3,3 млрд: чистая кредитная позиция составила $6,4 млрд.До войны центром мирового рынка капитала был Лондон, а Банк Англии был самым важным финансовым институтом в мире. Однако, после того, как США вступили в Первую мировую войну, оперативное руководство силами союзников производилось из Нью-Йорка, в результате чего роль ФРС значительно возросла.
