Полицейская академия. Специальный репортаж А. Сладкова
Нижний Новгород – один из крупнейших городов страны. Долгие годы был закрыт для иностранцев — здесь было много секретного производства. Сегодня это — центр речного туризма. В Нижнем — единственное в России учебное заведение МВД, где готовят специалистов по борьбе с экономическими преступлениями.
Андрей Конев – начальник Нижегородской академии МВД России, человек, который сделал из нее современный вуз. Реформа в нем прошла настоящая: тотальный ремонт, новейшие технологии, повышение стипендий и зарплат. Война с взятками — в этой академии дорожат своей репутацией и особой романтикой.
"Сегодня, наверно, правило хорошего тона для журналистов — ругать полицию, независимо от деяний и всего остального. Каждый считает своим долгом ущипнуть, показать какой-то негатив. Тем не менее, романтика действительно сохраняется", — говорит Конев.
Антонина Кузнецова приехала поступать из Нижегородской области — детективов, говорит, в свое время начиталась. Теперь учится на сыщика. Небольшая экскурсия по академии. Интерактивные мониторы. Они доступны каждому курсанту.
"Это устройство, которое помогает выйти на сайт президента России, МВД, Главного управления МВД. Но наиболее посещаемый курсантами сайт — это внутренний сайт академии. Во время перемены можно зайти и посмотреть. В социальные сети мы не заходим. Это устройство, которое помогает именно по занятиям, по учебному процессу", — поясняет курсант академии Антонина Кузнецова.
Один из офицеров академии — старший лейтенант Князев. Воспитатель. Служил солдатом в Закавказье. После увольнения на гражданке себя не нашел. Подписал контракт. Чечня. Потом опять поиск профессии. Окончил Нижегородскую академию, здесь же и остался служить.
"Начальник курса – это папа. Заместитель начальника курса по работе с личным составом – это мама. С ним можно проявить слабину, можно прийти поплакаться, поэтому обращаются буквально по всем вопросам, начиная от проблем в семье, служебных задач, художественной самодеятельности, проблем со здоровьем", — отметил Вячеслав Князев.
У него двести семьдесят подопечных. Конечно, есть командир – начальник курса, есть курсовые офицеры, но за воспитание отвечает Вячеслав. Его курсанты всегда занимают первые места в соревнованиях по академии. Такого нет в других вузах МВД. Здесь строгость и дисциплина.
"Мы, как инструмент принуждения, заставляем делать то, что им не нравится: нести соответствующую службу в наряде, убираться, ограничиваем их постоянно. Поэтому первоначально особой любви курсантов не замечаешь", — говорит Вячеслав.
С первых минут общения с курсантами начинаем понимать: раздражение отношением общества к полиции есть. И немалое. Они говорят: только негатив о нас показываете, а на то, какие преступления раскрываются, сколько ребят погибает на службе, никто не обращает внимания. И не замечают, как меняется система МВД.
В академию часто приезжают полицейские из других стран, общаются с российскими коллегами, обмениваются опытом.
"С одним пистолетом ловить преступников невозможно. Сегодня преступник подкован технически. И машины, и техника, и методическая база у них довольно сильная. Ничего не стоит на месте, значит и полицейский должен быть на голову выше", — уверен Андрей Конев.
Севир Голубятников — личность легендарная. Профессор кафедры судебной бухгалтерии. Профессионал. Его называют "настоящим интеллигентом экономического розыска". На этой кафедре обучают всей науке противостояния мошенникам и расхитителям.
"Многие из этих преступлений — наглые. Например, преступления, которые совершал Березовский. Я даже их схемы показывал на лекциях. Я имею в виду реэкспорт "ЛогоВаза" и так далее. Показывал, насколько просто можно их раскрыть", — вспоминает профессор кафедры судебной бухгалтерии академии Севир Голубятников.
Поступить в Нижегородскую академию МВД не так-то легко. Нужно получить направление от органа внутренних дел на обучение, где через пять лет свежеиспеченный лейтенант начнет свою службу. Конечно, на одно будущее место работы направление получают несколько абитуриентов. Предполагается, что поступит и отучится лучший, то есть фильтр в полицию начинает работать в самом начале, как только человек сталкивается с системой МВД.
"Бытует мнение, что в высших учебных заведениях МВД учатся сыны генералов, полковников, доченьки высокопоставленных депутатов. Но это отнюдь не так. Большое количество добрых, хороших ребят, которые пришли осознанно получать образование и делать карьеру в полиции", — отметил курсант академии Анатолий Щечин.
Валерий Лаухин — специалист по тактике. Два ранения в Чечне, служба в милицейском спецназе. Увлечения: военная реконструкция, пиротехника, туризм.
"Отношение к ребятам у меня своеобразное. Это не просто мои подчиненные, которые были со мной в командировках, это младшие, те, кто должен наступать на грабли, на мой взгляд, должны совершать ошибки. И порой они приходят не только с вопросом, куда какую группу на плане разместить, а иногда они приходят с серьезными вопросами. И порой по семейным и жизненным каким-то моментам", — рассказал Лаухин.
Пятикурсники. Они уже имеют звания младших лейтенантов и активно практикуются в органах внутренних дел. Нас попросили: не снимайте лица — их сначала по телевизору показывают, а потом бандиты убивают. Слушатели, еще не получив дипломы, участвуют в раскрытии финансовых преступлений, возвращают в госбюджет десятки миллионов.
"Мы стараемся показать, как должно быть, привить классическую форму, какой в идеале должна быть полиция. Мы стараемся привить культуру, любовь к истории, к Родине. Стараемся, чтобы люди, которые дома не имели таких благ, воспитали их в себе", — подчеркнул Андрей Конев.
Пять лет курсанты проводят в стенах академии, а затем попадают в действующую систему МВД. Кто кого сломает — соблазны власти или те принципы, что были заложены во время учебы в альма-матер? От этого зависит не только их судьба, но и будущее России. И это действительно так.
Специалисты утверждают, что к первым результатам реформы МВД мы подойдем лишь через несколько лет, когда появится полицейский с новым мышлением, главным стимулом для которого будут не жалование, не карьера, а желание принести пользу обществу. Но и общество должно тогда измениться. По тому же принципу. Еще в сталинские времена всесоюзный староста Михаил Калинин говорил: "Милиция – зеркало советской власти". Суть этого утверждения сегодня не изменилась.