Полет Гагарина взорвал культурную среду ХХ века
Сегодня, кажется, нам сложно пережить тот шок, который испытывали люди 50 лет назад, узнав, что человек в космосе. Это событие отразилось в культуре и моде ХХ века. Обозреватель радио "Вести ФМ" Анна Кочарова вспомнила о космических костюмах французских модельеров, "лунной походке" Майкла Джексона и электронных экспериментах музыкантов.
Кочарова: Идеи покорения и осмысления космоса занимали философов еще в начале ХХ века. За полвека до полета Гагарина в России работали Федоров, Циолковский и Вернадский. Работы их последователей – художников-космистов - напоминают почти что фотоснимки из космоса, рассуждает искусствовед, арт-критик Дмитрий Буткевич.
Буткевич: Они просто мечтали о космосе как о некоем идеальном месте - идея возвращения отцов (в философском смысле слова) на какие-то выдуманные планеты выдуманных миров.
Кочарова: Полет Гагарина стал новым этапом осмысления космоса. Стихи, портреты, песни - с Гагариным понимание космоса стало персональным.
"Каким он парнем был", "14 минут до старта" - эти песни звучали по радио, их пели и напевали, а иногда даже пародировали - как в эпизоде детского утренника фильма "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен".
Европа превратила космос в поле для культурных экспериментов. Полет Гагарина, к примеру, воодушевил знаменитого французского модельера Андре Куррэжа на создание удивительных коллекций одежды, рассказывает историк моды, искусствовед Алла Щипакина.
Щипакина: Это была абсолютно новая юношеская одежда атомного космического века. Там были ткани, синтетика, химические ткани с блеском, похожие на скафандр. Там были шляпы-шлемы, шляпы-летающие тарелки, которые были завязаны под подбородок.
Кочарова: И уже потом из Европы эта моды пришла в Союз, где ее первым подхватил Вячеслав Зайцев, продолжает Алла Щипакина.
Щипакина: Но Слава Зайцев все это делал абсолютно по-своему. Это было потрясающе, потому что он - русский художник. Он в эту куррэжевскую острую моду вносил фольклор.
Кочарова: Космический стиль вернулся и чуть позже - в середине 70-х музыкальную Европу покорил Жан Мишель Жарр. Свои эксперименты с синтезаторами и космическими звучаниями он сопровождал удивительными световыми шоу.
В 80-ые - "лунная походка" Майкла Джексона. И, несмотря на то, что техника эта была изобретена еще в 30-е годы ХХ века, теперь она неизменно для нас связана со стилем поп-короля. Да и сам Джексон, в своих блестящих костюмах – пожалуй, превратился в сознании поклонников почти что нереальное существо, почти что пришельца из космоса.
Написаны десятки книг, сняты фильмы, а мы вновь возвращаемся мысленно к событиям 50-летней давности, и пытаемся понять, как это было - в фильмах "Космос как предчувствие" Алексея Учителя и "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего.
Герман: Мне кажется, что это было время, когда казалось, что все получится. Осталось сделать всего несколько шагов до того, как удастся построить какую-то новую, замечательную жизнь. И, конечно же, это была по-своему идеалистическая эпоха.
Кочарова: В начале 21 века, когда в космос уже летают туристы, а в детских телевизионных программах устраивают экскурсии по МКС, космос вроде бы освоен, но, наверное, по-прежнему непостижим.