Театральная история идет по кругу. Реплика Григория Заславского
Режиссеры государственных театров в панике: говорят, что совсем скоро их начнут выгонять из собственных зданий. Другие переживают, что вместо "Трех сестер" им придется ставить одни только комедии про любовников, которых мужья находят в шкафу. И все это - из-за закона о реформе бюджетных учреждений. Возможно ли это, пытался разобраться культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.
Заславский: Радоваться или рвать волосы на голове? Театральные деятели, кажется, больше склоняются ко второму, откликаясь на принятый Государственной думой в третьем - окончательном - чтении законопроект о реформе бюджетных учреждений. Правда, время для раздумий еще есть - новая жизнь начнется с 1 июля 2012 года, а суть закона в том, что всякое пока еще бюджетное учреждение должно решить, быть ли ему и дальше бюджетным, или стать казенным, или выбрать более свободный образ жизни, став автономным учреждением.
Коротко говоря: казенные - это те, которые отчитываются перед государством за каждую купленную скрепку и пачку бумаги, бюджетные - более свободные, а у автономных свободы будет хоть отбавляй, но зато и государство будет себя чувствовать по отношению к ним тоже свободно. Попросят если денег - дадут, не попросят – нет; обязательств - почти никаких, вместо бюджета - дотация на исполнение госзаказа. Впрочем, по-прежнему государство обещает учреждениям культуры исправно переводить деньги за коммунальные платежи и на зарплату, но, разумеется, по имеющимся тарифным сеткам, а это - немного, надо признать. Но свобода на то и свобода, она, как написал поэт, приходит нагая.
Театральные деятели, надо заметить, первые и едва ли не единственные, кто несколько лет назад, едва появились первые разговоры о готовящейся реформе, выступили против нее единым фронтом. Действительно, причесать под одну гребенку больницы, школы, музеи и театры - дело, наверное, и невозможное. Наблюдательные советы в больницах, может быть, и нужны, но в театре - точно нет. В новом законе такие советы уже не навязываются. Но дело, конечно, не только в советах, про которые есть они или нет их, обычный зритель никогда не узнает.
Что с репертуаром, показывать что будут - это, конечно, главное, что волнует публику. Борис Мездрич, известный всей России театральный директор, ныне возглавляющий Ярославский академический театр драмы, уверенно говорит, что реформа приведет к очень быстрым изменениям в репертуарной политике. Начнут господствовать спектакли, созданные по коротко живущей литературе. То есть - прямого действия, когда гомерический смех будет заменять иронию. Это приведет к такому простецкому театру, и в содержательном плане, и в материальном. То есть афиши нынешних государственных театров нельзя будет уже отличить от веселых и почти всегда несколько аляповатых антрепризных афиш. А с другой стороны, как тут не вспомнить слова Товстоногова? Много лет назад - сорок лет прошло уже - он заметил глубокомысленно, что будущее театра как раз за антрепризами. И не стоит забывать, что именно антрепризой - имея в виду организацию производства - были и Театр Корша, и даже Московский Художественный театр. Из них потом родился нынешний русский репертуарный. Не зря говорят, что все возвращается, а история идет по кругу.
Реплика Григория Заславского на радио "Вести ФМ"