Прокуратура проясняет схему собственности Домодедова
Генпрокурор Юрий Чайка, по данным некоторых СМИ представил президенту Дмитрию Медведеву доклад о схеме собственности аэропорта Домодедово. Ранее Медведев потребовал от генпрокурора выяснить, кто является реальными владельцами аэропорта. Президент отметил, что собственники крупнейшего в стране транспортного узла скрыты за целой цепочкой различных фирм. Кто в действительности может стоять за аэропортом Домодедово выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
Структура собственности крупнейшего аэропорта страны уходит своими корнями в землю острова Мэн. Он хотя и принадлежит Великобритании, но в состав королевства не входит, не входит он и в Евросоюз. Мэн это оффшорная зона, иностранцы там легко могут зарегистрировать фирму, сохранить это в тайне и платить налоги по низким ставкам. Именно таким образом была основана компания FML, которая владеет группой "Ист Лайн", которой в свою очередь принадлежит аэропорт "Домодедово". У самой FML два номинальных владельца. Примерно 64 процента ее акций находятся у некой Джейн Петерс, 36 процентов у так же никому в России не известного Шона Кайрнса. Но, по данным СМИ фактическими владельцами FML, а следовательно и Домодедова являются руководитель Совета директоров "Ист Лайн" Дмитрий Каменщик и председатель наблюдательного совета аэропорта Валерий Коган. Кто из них главный не известно. Раньше считалось, что Каменщик, затем называли Когана. Журнал "Финанс" предположил, что они имеют равные доли и занимают в рейтинге российских мульти-миллионеров 84 и 85 позицию с состоянием в миллиард двести миллионов долларов у каждого.
В конце прошлого года, когда аэропорт Домодедово остался без электричества, министр транспорта Игорь Левитин заявил, что срочно вызвал акционеров. Они в тот момент были за границей. По данным СМИ речь шла о Дмитрии Каменщике.
На сайте аэропорта Домодедово нет никакой информации о структуре собственности, а о руководителях говорится крайне лаконично: Дмитрий Каменщик окончил МГУ, затем стал кандидатом экономических наук. А Валерий Коган, оказывается, служил на флоте и имеет большой опыт административно-хозяйственной и дипломатической работы.
Запутанная структура собственности не является отличительным признаком аэропорта Домодедово. По словам председателя Московской коллегии адвокатов "Александр Еким и партнеры" Александра Екима подобные схемы существуют во многих крупных российских компаниях.
Еким: Законодательству нашему это соответствует. Ограничений на реализацию права владения у нас нет. Эта схема используется, как правило, с целью ухода от налогов либо для защиты от рейдерских атак. Для крупного бизнеса это скорее правило. Часто компаниями владеют через третьи, четвертые, а то и через восьмые руки.
Налоговая служба претензий к Домодедову не предъявляла. А значит, непрозрачная схема собственности нужна реальным владельцам аэропорта для того, что бы защитить свой бизнес от давления - отмечает директор Центра антикоррупционных исследований "Трансперенси Интернешнл" в России Елена Панфилова.
Панфилова: Необязательно речь идет об оптимизации налогов. В случае с аэропортом Домодедово никогда особых претензий не было. И никаких вопросов по этой линии к ним не возникало. Но другое дело, что очень сложные экономические и бизнес-процессы задействованы.
Какие именно данные содержатся в докладе Юрия Чайки, пока неизвестно.
Материал Бориса Бейлина слушайте в аудиофайле