Балетом миланского "Ла Скала" завершился перекрестный Год России – Италии
Балетом легендарного миланского "Ла Скала" завершился перекрестный Год России – Италии. Это первый зарубежный коллектив, который выступил на исторической сцене Большого после ее реконструкции.
Остались билеты от пяти тысяч и выше, предупреждают в кассах. Театралов такие цифры, кажется, не пугают. Они переживают за другое – успеть бы в зал, ведь уже прозвенел первый звонок. Впрочем, большинство зрителей о билете позаботились заранее. Для одних даже неважно было, какой спектакль в афише. Важно, что в Большом театре.
Кто-то не мог пропустить приезд в Москву знаменитой итальянской труппы. "Ла Скала! Надо поехать в Милан. А здесь мы в Москве – по работе и отдых. Имеем все сразу. Два в одном", – сказала одна из посетительниц Большого.
Были в зале и те, кто, не зная русского, практически на языке жестов хотели поделиться гордостью, которая переполняла. Мужчина тычет пальцем в программку, потом говорит: "Петра Конти, моя дочь, она сегодня танцует главную партию".
Зимним вечером дают "Сон в летнюю ночь". Когда-то этот балет шел в Большом – правда, недолго – в хореографии американца Джона Ноймайера. Артисты "Ла Скала" привезли постановку другого американца, только русского происхождения – Джорджа Баланчина. Он не раз говорил, что на создание этого балета его вдохновил не текст Шекспира, а музыка Мендельсона.
Балет "Сон в летнюю" ночь официально завершил год Италии в России. В антракте, когда подводить итоги вечера, вроде бы, еще рано, говорят об итогах целого года министры двух стран.
"Я очень рад, что в этом году нам удалось показать гражданам России итальянскую культуру во всех ее проявлениях. Мы привозили театральные постановки, были симфонические концерты, вот сегодня – балет. А еще столько замечательных выставок", – сказал министр культуры Италии Лоренцо Орнаги.
"Какая изюминка в итальянском годе в России? Я думаю, что это шедевры итальянской живописи. Некоторые картины вообще не вывозятся из Италии за границу. Сделали исключение только для России. Давайте перечислю имена – Ботичелли, Рафаэль, Лотто, Бернини, Джотто. Что может быть лучше?", – произнес министр культуры России Александр Авдеев.
Лучше может быть разве что Караваджо. В Пушкинский музей, где сейчас находятся 11 его полотен – каждый день километровые очереди. В Третьяковской галерее гостят работы не менее знаменитых итальянцев Джотто и Антонелло де Мессино. Уже завершившаяся выставка "Сокровищница Медичи" в Оружейной палате Кремля признана одним из главных культурных проектов года. В феврале в Москве с успехом прошел фестиваль итальянского кино. В ноябре под руководством своего нового музыкального руководителя Даниэля Баренбойма театр "Ла Скала" в Большом театре представил "Реквием" Верди. Пока наши зрители кричали "Браво", итальянцы учились произносить по-русски "спасибо". Чтобы поблагодарить за более чем сотню российских культурных проектов, представленных в Италии.
"Мы показали наше российское искусство в 30 городах Италии. Сейчас у них был театр Додина, Малый театр и всем очень понравилось", – сказал Александр Авдеев.
Из "Ла Скала" в Москву привезли не только лучшие постановки, но и легендарные костюмы. Эту выставку в Большом театре открыли еще в ноябре, закрывать будут уже в будущем году. Эти даты как будто специально выбраны, чтобы показать – рамками официального года Италии в России сотрудничество двух стран и двух театров, конечно, не ограничивается. Кстати, артисты итальянского театра в Большой вернутся уже осенью. Оперная труппа привезет "Дон Жуана" Моцарта.