21 ноября 2010, 23:01 22 ноября 2010, 00:01 22 ноября 2010, 01:01 22 ноября 2010, 02:01 22 ноября 2010, 03:01 22 ноября 2010, 04:01 22 ноября 2010, 05:01 22 ноября 2010, 06:01 22 ноября 2010, 07:01 22 ноября 2010, 08:01 22 ноября 2010, 09:01

"Горбатый Запорожец" стоил 20 зарплат. "Автовести" с Сергеем Асланяном

  • "Горбатый Запорожец" стоил 20 зарплат. "Автовести" с Сергеем Асланяном
В нынешнем году уже дважды Украина и Россия шумно и довольно громко отметали 50-летие самого очаровательного, самого маленького и самого дешевого советского автомобиля – "Запорожца" ЗАЗ-965.

В нынешнем году уже дважды Украина и Россия шумно и довольно громко отметали 50-летие самого очаровательного, самого маленького и самого дешевого советского автомобиля – "Запорожца" ЗАЗ-965. Первый раз за добрую память о юбиляре пили в мае, потом где-то летом, а на самом деле повод торжествовать есть лишь сегодня: 22 ноября 1960 года на заводе "Коммунар" была собрана первая партия этих автомобилей.

"Запорожец", в более позднее время прозванный "Горбатым", был с самого начала очарователен. Он и сейчас вызывает умиление, а в то время его любили с каким-то особым душевным подъемом и не ругали за недостатки. Хотя проблем с ним хватало. Созданный по мотивам итальянского FIAT-600, он был очень похож на него, но получил другую подвеску, иную коробку, увеличенный до 13 дюймов размер шин, а самое главное, совсем другой двигатель. У нас хватило наглости украсть у итальянцев машину в целом, но на воровстве мотора очнулась совесть. Поначалу к машине собирались приладить мотор МД-65 от мотоцикла. Но он был слишком большим по высоте и чрезвычайно чахлым. 17 л.с. хватало на громкие вопли, сизый дым и тихую езду под горку при попутном ветре. Ресурс не превышал 30 000км. Пришлось придумывать настоящий автомобильный мотор. Делали его и на МЗМА и в НАМИ, попутно шаря по сторонам в попытке изучить подходящий аналог от Citroen 2CV и BMW-600. В итоге сделали двигатель "965В". Он получился четырехцилиндровым объемом 746 см3, с "вопящим" воздушным охлаждением, мощностью 23 л.с., редкой V-образной конфигурации. С инженерной точки зрения вполне шедевр, с реально-потребительской – чудовище.

Готовую машину показали Н.С. Хрущеву в Кремле 18 июля 1960 года. Тогда первые лица страны еще не умели водить машину, поэтому тест-драйв проводил водитель-испытатель завода А. В. Скиданенко. Никите Сергеевичу машина понравилась, и он мудро высказался в том смысле, что "Запорожец" будет хорошим подарком для трудящихся, и важно, чтобы он был доступен по цене. Хотя время прошло не очень много, но уже существуют разночтения. По одним данным, на машину назначили цену в 16 000 рублей, по другим 18 000. Это еще дореформенные тысячи.

Уже в наши дни была попытка сопоставить цены того времени с нынешними и как-то рассчитать стоимость машины в понятном нам эквиваленте. 16 000рублей по тогдашнему курсу соответствовали сумме в $4000. На наши деньги те $4000 теперь стоят $29 380. Средняя советская зарплата в то время была 783 рубля, что по нынешним деньгам эквивалентно сумме в $1438. Получается соотношение 20:1, то есть "Горбатый" стоил 20 зарплат, что на самом деле не смертельно.

Кстати, ЗАЗ-965 стал первым в СССР автомобилем, вокруг которого создалось некое подобие "Клуба любителей "Горбатых Запорожцев". Хотя кроме обожания и вполне понятного восторга от обладания хоть каким транспортом, людей к объединению в клуб подталкивало отсутствие запчастей, сближавшие тяготы ремонта и невыносимое качество "Запорожца".

"Автовести" с Сергеем Асланяном на радио "Вести ФМ"

Читайте и слушайте: 

Россияне рассказали страшные подробности аварии в Египте

В новых ПДД много спорного и интересного. Реплика Максима Кононенко

Старые ПДД переписали на новый лад. "Утро с Дмитрием Губиным"

 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация