Десятый съезд РКП(б) нельзя назвать хрестоматийным. История с Андреем Светенко
В этот день ровно 90 лет назад - в 1921 году - завершился Х съезд РКП(б). С подробностями – исторический обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко.
Дата отнюдь нескучная и хрестоматийная. С точки зрения неожиданных решений это был, пожалуй, один из самых непредсказуемых съездов. Сравнить его можно только с ХХ съездом, когда неожиданно для всех был развенчан культ личности Сталина.
В марте 1921 совершенно неожиданно для всех рядовых партийцев, руководство большевистской партии заявило об отступлении от правоверного марксизма. Шаг назад - возвращение прав на частную собственность и на рыночные механизмы товарообмена, то бишь торговли. Неожиданно и странно это было уже потому, что большевики одержали к тому времени военную победу в Гражданской войне. Все хоть сколько-нибудь организованные силы оппозиции были разгромлены. Более того, большевики уже, как они говорили, идейно разгромили все родственные социалистические партии - эсеров, анархистов, меньшевиков и прочих. Страна Советов начинала новую однопартийную жизнь. Чего ради идти на уступки?
А просто к весне 1921 года выяснилось, что политика военного коммунизма привела к тому, что объем сельскохозяйственного производства сократился на 40 процентов. А промышленное производство, вообще, встало. Начались забастовки и брожение среди петроградского пролетариата. К ним добавилось восстание моряков Балтийского флота - Кронштдатский мятеж. Плюс массовые крестьянские возмущения в глубинке. Ярче всего недовольство было выражено в воззвании кроншщатдского военно-революционного комитета: "Коммунистическая партия, правящая страной, оторвалась от масс и не в состоянии вывести ее из общей разрухи".
Выяснилось, что может. Не менее яркая цитата - ленинская, из выступления на съезде: "Мы открыто, без обмана, заявляем крестьянам - для того, чтобы удержать путь к социализму, мы вам, товарищи крестьяне. сделаем ряд уступок, но только в таких-то пределах и такой-то мере, то есть сами будем судить - какая это мера и какие пределы". Если разобраться - верх казуистики и обмана, выдаваемого за честность. Из этой цитаты ясно только одно - правила экономической игры партия собиралась менять, что называется, по ходу пьесы, в зависимости от своей выгоды.
Весной 1921 это выразилось в том, что пресловутую продразверстку, когда у крестьянина забирали все, по мнению, комиссаров лишнее, заменили на продналог, размер которого был, во-первых, фиксированным, во-вторых, определялся весной, до начала посевной. Что само по себе давало стимул и смысл для занятия сельским хозяйством, потому что излишки оставались у производителя. И уже осенью 1921 года - голод в стране Советов был успешно преодолен. Только, вот, усилий в обычным понимании этого слова, чтобы оживить экономику партии как раз предпринимать не понадобилось.
История с Андреем Светенко на радио "Вести ФМ"