Исторический музей представляет "Коллективное бессознательное"
В Государственном историческом музее открылась выставка "Коллективное бессознательное". В ней представлено около 80 графических работ художников-сюрреалистов – от Джорджо де Кирико до Ренэ Магритта.
Зачем Сальвадор Дали отправил в космос слона? Почему Макс Эрнст призывает застрелить Луну? И в каком страшном сне Ренэ Магритт увидел такой урок музыки? Есть только один способ понять этих непонятных сюрреалистов – настроиться на их сюрреалистическую волну. В Историческом музее для этого создали все условия – приглушенный свет, медитативная музыка, яркая видеопроекция.
"Хотели добиться, чтобы люди шагнули из этой холодной, промозглой московской реальности в сумасшедшую разноцветную сюрреальность нашей выставки", – рассказывает видеохудожник Алексей Платонов.
В самом центре зала – инсталляция "Грани сюрреализма". Правда, на то, чтобы показать их все, кураторы этой выставки, конечно, не претендуют. Говорят, эта задача – за гранью реальности, сюрреалистическая. Но если удастся пролить свет хотя бы на некоторые грани сюрреализма – этой такой загадочной и сложной фигуры, значит, этот проект уже не зря затевался.
74 графические работы – из музеев России, США и Франции, а также из собраний частных коллекционеров. Выставку готовили больше года. Своей главной удачей и гордостью кураторы называют ретроспективу графики бельгийца Ренэ Магритта. За всю свою жизнь он написал всего 20 графических работ. Из них 12 – здесь, в экспозиции. Есть, конечно, и его знаменитая трубка. Вполне себе реалистичная была бы, если бы не подпись – прилежным почерком, по-французски – "Это не трубка".
"Ренэ Магритт хотел передать этим то, что изображение трубки, идея трубки не является трубкой, – поясняет куратор выставки Лев Платонов. – Но при этом здесь изображена именно трубка. И вот такой парадокс – он должен выбить зрителя из привычной концепции восприятия реальности, восприятия искусства".
Здесь не просто картины – здесь одни заголовки чего стоят: "Вершины лилипутских тревог", "Осеннее людоедство", "Сюрреалистический костыль". Придумать такое мог только тот, кто про себя говорил: "Сюрреализм – это я". Сальвадор Дали.
"Сальвадор Дали был адептом психоанализа Фрейда, и у Дали было самое темное, самое мрачное искусство из всех сюрреалистов, – считает Лев Платонов. – Но, возможно, это с его талантом эпатировать людей и принесло ему такую известность".
Из менее известны работы американки Доротеи Таннинг. И в качестве логического обрамления таких нелогичных сюрреалистов – их предшественник, итальянец Джорджо де Кирико. И Ханс Руди Гигер, постсюрреалист. В 80-м он получил "Оскар" за создание визуальных эффектов в фильме "Чужие". Эту картину в России многие видели. А вот другие работы оскароносного художника до этой выставки – никогда.
