Муза Ленинграда: 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц
Никто не забыт, ничто не забыто – слова, высеченные на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, принадлежат Ольге Берггольц. Исполнилось 115 лет со дня рождения поэтессы, которую называли "голосом надежды блокадного Ленинграда". Этот голос ленинградцы слышали в радиоэфире каждый день. Жанна Скворцова продолжит.
Вряд ли кто лучше изучил ее тонкий нордический профиль и точеный стан. Ольгу Берггольц Вадим Трояновский встретил в 60-х. Много позже его первую скульптуру ленинградской поэтессы сразу купила Третьяковская галерея. Когда мастер создавал горельеф для Дома Радио, портретное сходство подтвердил другой знакомый Берггольц. Морской офицер тогда вскрикнул: "Это Лёля!". Оленька. "Ленинградская Мадонна", которая превратила поэзию в оружие и стала живой легендой.
Ее детские годы прошли на окраинах Невской заставы. Там, где в Палевском саду 10 лет назад Ольгу Берггольц увековечили в бронзе. Напротив – библиотека ее имени, в фондах которой – вся поэзия и проза блокадной музы. В том числе и "Каменная дудка". Услышав стихотворение в исполнении автора, Корней Чуковский прочил 15-летней Оле большое поэтическое будущее. И позже она читала свои стихи уже на передовой.
"Мы можем легко представить фигуру красивой, изящной женщины, хрупкой, но твердым и мужественным голосом говорящей: "Живы! Выдержим! Победим!" – отметила заведующая библиотекой имени О. Ф. Берггольц Елена Байрон.
Она не оставила Ленинград и была его голосом все дни блокады. Ежедневно выходя в эфир из этого здания. В подвале была студия, где Ольга Берггольц читала стихи. Рискуя жизнью, этой дорогой Ольга Берггольц ходила чуть ли не ежедневно. Но однажды она действительно едва не погибла. Шла к отцу на Невскую заставу. Обессиленная от голода и холода, поэтесса запнулась, упала и уже могла подняться. К реальности ее вернул голос. Он призывал: Мужаться! Не сдавайся! Жить! Это был ее голос. По громкоговорителю транслировали одну из радиопередач Ольги Берггольц.
"Это не только голос, это душа. Душа и блокадного Ленинграда, и военного Ленинграда. Многие нынешние сотрудники и радио, и телевидения в нашем городе овладевали профессией именно здесь, в этих стенах. И принесли с собой всё самое дорогое, что здесь было, что невозможно забыть", – поделилась заместитель директора ГТРК "Санкт-Петербург", главный редактор "Радио России – Санкт-Петербург" Татьяна Мартыненко.
Никто не забыт, ничто не забыто. Чтобы появились эти легендарные строки, Ольге Берггольц пришлось начинать с других: "Здесь лежат ленинградцы, здесь горожане – мужчины, женщины, дети". Болью пронизано каждое слово, рожденное на Пискарёвском мемориале. Сюда поэтессу пригласил архитектор Левинсон, когда сроки сдачи памятного комплекса уже поджимали. А Берггольц честно призналась: не могу.
"Какие могут быть чувства у человека, который стоит перед бескрайними равнинами будущего Пискарёвского мемориала, где похоронен ее любимый муж, где впереди уже стоит на монументе Мать Родина", – сказала начальник отдела просвещения Пискарёвского мемориального кладбища Анна Загребнева.
Она так и не познала в полной мере радость материнства, потеряла троих детей. Душевная боль приковала поэтессу к постели. Последние годы жизни она провела на Чёрной речке. Где во дворе дома теперь скульптурная композиция. Всё, что было так важно в жизни Ольги Берггольц. Печатная машинка, доставшаяся от Ильфа и Петрова. Дневники, которые рассекретили совсем недавно. И пусть произведений блокадной музы всё еще нет в учебной программе, имя Ольги Берггольц сегодня присвоили школе в родном Невском районе.