Третьяковка. Загадки века
Смотрим
О фильме
Буквально у каждой картины из знаменитой Третьяковки есть своя тайна, своя увлекательная история.
1980 год. Италия. Венеция.
В лавку одного из местных антикваров зашел посетитель и предложил несколько картин. Одной из них была картина Репина "Отдых. Портрет жены художника Веры Алексеевны".
Все газеты Италии писали о дерзкой краже 14 картин из собрания Третьяковки, которые были привезены на выставку в Венецию. В операции были задействованы Интерпол и даже вертолеты.
Лето 1956 года. В Большом театре идет ремонт.
Деревянный полусгнивший сарай, куда десятилетиями сваливали ненужный хлам, решили снести. Когда вытащили наружу обломки каких-то декораций, сломанную мебель, рабочие увидели на полу заляпанный краской и клеем огромный скрученный холст. Разворачивать сами не стали – пусть смотрят художники. Позвонили в Третьяковку. Приехали эксперты. Это был Врубель! Его произведение "Принцесса греза" считалось навсегда утраченным. Перед удивленным глазами галерейщиков были две "Принцессы Грезы": одна на асфальте и трамвайных путях, другая – напротив, на фасаде гостиницы "Метрополь". А потом были восемь лет реставрационных работ и специально построенный для гигантского полотна зал в Лаврушинском переулке. И год за годом – толпы посетителей, жаждущих увидеть чудо.
Огромное полотно "Явление Христа народу" Александра Иванова, к счастью, никогда не пропадало, только однажды совершило путешествие в Россию из Италии, где было написано. И купили картину по личному распоряжению императора Александра Второго. Казалось бы, счастливая судьба... Но когда-то этот шедевр никто не хотел покупать у Иванова, вот и пришлось вмешаться императору. Огромные размеры холста стали его бедой. Зрители, пораженные масштабом полотна, редко уделяют внимание деталям. А ведь картина буквально переполнена загадками и тайнами.
Например, почти никто не знает, что на картине существует женский крестный ход.. Приглядевшись, его можно увидеть сквозь ветки деревьев. На ней дважды изображен Николай Гоголь – друг и наставник художника. На картине есть автопортрет самого Иванова.
Про это полотно можно сказать "картина-роман". Писал Иванов картину целых 20 лет, почти половину своей жизни.
Но если подобные тайны можно разглядеть внимательным "невооруженным взглядом", то другие загадки поддаются расшифровке только с помощью специальной аппаратуры.
Автор сценария и режиссер: Михаил Роговой
Продюсер: Александр Жуков