Высшее духовное образование будет признаваться государством
В скором времени дипломы об окончании высшего духовного заведения будут признаваться государством. До сих пор этого не было. Православная Церковь и Министрество образования сделали шаг навстречу друг другу на прошедших в Москве Рождественских чтениях. Трудности диалога, похоже, позади. О чем договорились Патриарх Кирилл и министр Фурсенко? Превратится ли кузница духовных кадров в полноценный, в светском понимании, вуз?
Утро будущих священников – пока это только семинаристы, и духовный сан большинство из них примет только на четвертом курсе – начинается с общей молитвы в столовой. На столе – манная каша, хлеб. Травяной настой в эмалированном чайнике. Он – на каждом столе. Трапеза – из скромных. Семинаристы придерживаются умеренности, уделяя главное внимание пище духовной.
Вслед за игуменом Глебом студенты Московской духовной семинарии учатся правильному пению псалмов. Наука это нелегкая и только на первый взгляд сугубо церковная, ведь без знания вполне светской нотной грамоты и владения техникой голоса так не запоешь. Вот только в отличие от тех же выпускника Гнесинки, умения семинаристов в этой, как и в других областях знаний, пока не признаны государством.
"На данный момент, для государства мы являемся недипломированными специалистами. Даже государство не рассматривает. Просто нас нет", – говорит архиепископ Евгений, ректор Московской духовной академии.
А ведь священники из духовных образовательных центров давно и успешно преподают и в светских вузах, так же как и профессора-миряне читают лекции в духовных семинариях. На занятиях профессора Алексея Святозарского будущие батюшки сидят, затаив дыхание, аудитории всегда забиты до отказа, так же как в свое время были студенческие аншлаги на лекциях священника отца Павла Флоренского.
"До революции система духовного образования была государственной системой. В госучреждениях работали выпускники духовных академий, а диплом котировался как хороший гуманитарный диплом", – отметил профессор Московской духовной академии Алексей Святозарский.
Теперь выпускникам семинарий и академий выдают дипломы. Они не имеют статуса государственного и признаются только в системе Русской Православной Церкви.
Учеба в Российском исламском университете подчинена жесткому распорядку – намаз и ежедневные занятия в классах. История, политология, проповедь арабская, история ислама, арабская каллиграфия – так выглядит типичный набор предметов в дипломе выпускника этого учебного центра. Помимо предметов профильных есть экология, менеджмент. Набор вполне светский.
"Для общего образование это, конечно, нужно. Если мы будем работать в дальнейшем с населением, нужно быть грамотными в таких вопросах, которые всем известны", – считает студент Российского исламского Университета Абдуришит Азаматов.
Разговоры о том, что религиозные вузы имеют право на государственный статус, велись давно. На днях Министерство образования и науки объявило о начале лицензирования.
"Речь идет о том, что в духовных образовательных учреждениях можно давать светское образование, но только при условии, что они будут лицензированы и будут соответствовать образовательные программы. Все программы должны быть одинаковыми, должны быть едиными требования", – заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
"Это дает нормальное существование людей, которые имеют духовный сан, когда они преподают в вузах. Если он профессор, то должен профессором работать. Если магистр, должен приравниваться к кандидату на магистра. Как табель о рангах. Как это было в царской России", – отметил декан философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Владимир Миронов.
У семинариста-первокурсника Дмитрия Самсонова есть все шансы стать не просто священником, а специалистом, признаваемым государством.
"Когда мы оказываемся на конференциях, выступаем с докладами, для нас наличие государственной аккредитации – дополнительный стимул к продолжению работы или сотрудничеству в смежных областях", – подчеркнул Дмитрий Самсонов, студент Московской духовной семинарии.
Почти весь день семинаристы проводят в учебных аудиториях. На стене – карта мира. Будущие батюшки обязаны ориентироваться не только в вопросах богословия. Столы буквально завалены книгами. Книги по теологии, учебник русского языка. Но главное хранилище знаний – это библиотека семинарии.
"Здесь представлены книги по светским наукам – педагогике, философии, литературоведении – и книги на иностранных языках", – пояснил игумен Всеволод, заведующий библиотекой Московской духовной семинарии.
Физкультура, обязательная для светских вузов, в семинариях пока – только факультатив. Но ей семинаристы все равно увлекаются почти поголовно, благо есть и свой современный тренажерный зал. Правда, заниматься в подрясниках устав не разрешает. Поэтому перед тренировкой семинаристы переодеваются в мирское.
Укрепив тело, они расходятся укреплять душу. У каждого студента семинарии – свое послушание. Кто-то чтец. Это значит, что в свободное время он будет читать молитвы. У кого-то послушание – помогать разрабатывать семинарский сайт Богослов. ru. Интернет-портал для специалистов в области религии и для новичков. Но вечером они соберутся вместе на службе в храме прямо при семинарии, где несколько часов будут петь на клиросе.