Тульский блогер затерроризировал местные торговые сети проверками качества
"Надоело, реально уже надоело, что постоянно все нарушают", – сказал блогер из Тулы и устроил нелегкую жизнь местным супермаркетам. Ищет просрочку и устраивает разбор полетов. Вот только не перегибает ли палку?
"Блогер кошмарит супермаркеты". Громкий заголовок тульской онлайн-газеты, которая взяла большое интервью у Артёма Волкова. Местного жителя, регулярно выкладывающего на YouTube ролики о своих походах – чтобы не сказать, рейдах – в сетевые продуктовые магазины.
Собственный канал с десятками, а в отдельных случаях и сотнями тысяч просмотров под опубликованными видео. Названия говорят сами за себя. Вот, например, "Бешеные барыги и драка". Или "Работники прячутся, охрана нападает". Провокационный контент, но тема, как утверждает автор, общественно значимая.
Поскольку в супермаркетах он не только вступает в конфликты с персоналом. Прежде всего – проверяет продукты на качество. Иногда даже пробует на вкус, чтобы достоверно вычислить просрочку.
Волков настаивает, что концепцию придумал лично, никому не подражая. Причём не ради хайпа, а "подавая пример" во имя публичной защиты прав потребителей. То есть, проект – не иначе, как социальный. Но почему же тогда ему нередко приходится иметь дело с полицией?
У молодого парня неоконченное высшее юридическое образование. Но знания всех законных актов и положений для ревизий магазинов – более чем достаточно, чтобы продуктовые сети боялись его, как огня.
"Надоело, реально уже надоело, что постоянно все нарушают. Ты покупаешь элементарно хлеб, на котором есть только дата упаковки, нет изготовления, а это уже нарушение технического регламента Таможенного союза. Ты приходишь домой кусаешь, а он черствый. И я даже не знал, что я могу в таком случае предъявить магазину, какие у меня есть права. И в принципе большинство людей не знают, что можно в этом случае сделать", – поясняет Артём Волков, блогер.
Волков обращает внимание на все, что может сделать продукт не качественным. Просрочка нарушение маркировки, срок годности, условия хранения, дата и время упаковки. И в данном случае, качественный – это не просто эпитет определяющий вкус или вид товара. Это норма закона. В адрес блогера звучит и критика, подозревают в работе на конкурентов. И если это окажется так"
"В том случае, если будет установлено, что данный блогер работает на конкурентов, и его основной целью является вытеснение конкурентов с рынка, ответственность может наступить, как от гражданско-правовой, так и до уголовной. Если же будет доказано, что благодаря таким роликам и сбору информации, пусть даже и достоверной, он вымогает денежные средства с организации или гражданина, то законом установлена уголовная ответственность вплоть до 15 лет лишения свободы", – поясняет Евгений Корчаго, юрист, член Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации.
Блогер находит просроченные товары, и, судя по видео, какие-то из них покупает. Вызывает полицию, после приезда наряда составляют заявление, чтобы зафиксировать нарушение. По каждому случаю блогер пишет заявление в Роспотребнадзор. Но экспертов смутил один факт – самовольной утилизации. Волков, не покупая товар, пускай и испорченный, начинал его портить – чтобы точно не поставили на полку магазина вновь.
"Потребитель не имеет права по своему усмотрению распоряжаться имуществом, и его утилизировать. Такие действия принимаются с органами полиции и Роспотребнадзором на основании решения суда. Если потребитель решил утилизировать самостоятельно, даже видя просроченный продукт, то продавец имеет право взыскать ущерб", – уточняет Олег Фролов, эксперт Общества защиты прав потребителей.
Отвечая на этот вопрос – как так? – Волков ссылается на 223 статью гражданского кодекса, и трактует ее так: взял товар с полки – уже его собственность. Но также он обязан за него заплатить. Речь о тех случаях, когда упаковка была вскрыта. И по этому поводу у него уже были суды.
"За порчу имущества, за то, что я съел товар – некачественный товар и отказался его оплатить, попросил провести экспертизу качества на основании 18 статьи закона о защите прав потребителей. Они подали заявление на нас, был суд, было несколько судебных заседаний", – вспоминает Артём Волков, блогер.
И ритейлер в итоге суд проиграл. В сухом остатке продуктовые сети борются за нас с вами – покупателей, чтобы мы выбирали тот или иной магазин. И главный фактор конкуренции – качество товара. И если появляются такие блогеры, пускай и с щепоткой хайпа, которые отстаивают общие интересы – и магазины будут стараться следить за тем, что выставляют на полках – получается, что это благо. И деньги не выкинуть на ветер. И не отравиться.