«Студия театрального искусства» представила премьеру спектакля «Старуха»
В «Студии театрального искусства» – премьера. Спектакль «Старуха» по повести Даниила Хармса поставил Сергей Женовач. Замысел постановки он описал так: «Мы решили похулиганить, поимпровизировать и рискнуть». Что из этого получилось ‒ расскажет Яна Музыка.
Этот спектакль начинается в непривычном месте, в непривычное время. После второго звонка зрители ‒ еще в фойе, актеры ‒ на улице. Под чай и десерты ‒ стихи Хармса. В сцену превращаются диваны, столы и подоконники.
Постоянные зрители делятся впечатлениями ‒ это ведь первая комедия в афише СТИ. Но худрук театра Сергей Женовач с таким определением жанра не согласен.
«Великая литература русская, российская 30-х годов ‒ это мешанина жанров. За внешним балагурством, шутливостью, абсурдностью здесь сквозит очень глубокая мысль, я бы даже сказал, трагическая и драматическая и очень много всего. Поэтому говорить о чистоте жанра, мне кажется, в этом случае неправильно», ‒ подчеркнул Сергей Женовач.
Текст Хармса и спектакль называются «Старуха». Но на сцене их ‒ целых восемь. Главный герой ‒ тоже во множественном числе.
«Если выходит один человек ‒ и одна его личная история, и одна старуха ‒ получается некая личная история. Здесь же возникает система абсурда, система невероятностей. Когда все увеличивается, как через увеличительное стекло, ‒ эмоции чувства, интонация, настроение. Поэтому сначала попробовали с главным персонажем, который условно называем "Я"», ‒ рассказал Сергей Женовач.
Сергей Женовач подчеркивает, для него важно, что этот театр работает по принципу студии. Сочинение спектакля ‒ лабораторный процесс, с этюдами, экспериментами. Идеи рождаются в процессе проб и поиска.
«Изначально... Я не знаю можно об этом говорить? Я играла одна. Но потом в плане репетиций мы поняли, что необходим ход размножения меня, как и размножение главного героя. И мне кажется, что из-за этого создается некоторый объем. Как у человека ‒ у него же есть разные мысли, состояния, чувства», ‒ говорит актриса Дарья Муреева.
В комнате героя ‒ мертвая старуха. Что с ней делать ‒ непонятно. Но жить так дальше невозможно. Артисты говорят, этот спектакль родился, только когда пришел зритель.
«Когда ее репетировали, мы не понимали, какие моменты вызовут реакцию у зрителя. Только сейчас, только вчера, сегодня мы начинаем это как-то понимать, и в зависимости от этого мы можем что-то уточнить ‒ ритмы, паузы», ‒ пояснил актер Лев Коткин.
Старуха постоянно выпадает в окно, ее засовывают в чемодан. Актер Александр Медведев говорит, роль ‒ физически трудная и даже травмоопасная. Но самое сложное ‒ донести суть образа.
«Старуха ‒ это то, что мешает жить. Это наши сомнения, наши страхи, неопределенности, и старуха является препятствием в этом спектакле. Она ‒ собирательный образ всего того, что нам не нравится, от чего хотим избавиться и забыть про это. Отсюда и чемодан, все ‒ на болото, прочь эту падаль», ‒ объяснил Александр Медведев.
Странный хулиганский сюжет, за которым серьезные темы ‒ о вдохновении, о гениальности, о любви.
Яна Музыка