Друзья и коллеги вспоминают Сергея Бархина
Ушел из жизни известный театральный художник Сергей Бархин. Архитектор по образованию, делом своей жизни он выбрал сценографию. Сотрудничал со знаменитыми режиссёрами, оформлял постановки по всему миру. А в своей «Автобиографии» назвал это просто — «работой по договорам в театрах».
Сам про себя Сергей Бархин говорил: «Я поклонник XIX века». Его же называли «человек Ренессанса». Он родился в семье архитекторов, окончил МАРХИ и в сценографии своих спектаклей работал, как зодчий, над пространством в целом, над всей глубиной образов и смыслов, над театральным решением. Его стиль так и называют: архитектурный. Любимым материалом он считал ржавое железо и оформил в нём 20 декораций, говорил, что «тогда они выходят, как абстрактная скульптура».
Борис Мессерер, народный художник России: «Сережа был очень крупной личностью и, наверное, поэтому имел такой длительный контакт с режиссерами, всегда приманивая их, и давая свою трактовку театру. Поэтому мы называем это Театром Сережи Бархина».
Нарисованные дворцы или имитации изб он считал фальшью. В его декорациях были и фрагменты коринфских капителей в «Травиате», и абрис Иерусалима в «Скрипке Ротшильда» и медные башни и балка-вход в ад во «Франческе да Римини». Его пространство оперы «Набукко» в Большом театре монтировали три смены — 21 час!
«Мне кажется для того, чтобы запомнить спектакль, нужна одежда сцены. Одежда декорации. Нужно оригинальное запоминающееся описываемое словами, лучше декорация — вот я так определил», — рассказывал художник.
За 50 лет работы в театре Сергей Бархин оформил 200 спектаклей. Шесть лет был художественным руководителем и сценографом Большого, создал десятки декораций в театрах по всей России.
Владимир Урин, генеральный директор Большого театра: «Фантастический художник. Он театральное пространство чувствовал как архитектор, поскольку таковым являлся. Для него любой спектакль было сооружение архитектуры, любого нарушение задуманной им архитектуры вызывало чувство дисгармонии, ему казалось, что нарушена музыка».
Больше всего поставок у него было на сцене Московского театра юного зрителя. С самой известной — «Собачье сердце» Генриетты Яновской — они объездили весь мир.
Художественный руководитель МТЮЗ, народная артистка России Генриетта Яновская: «Это была первая наша с ним совместная работа, я была у него дома. Я рассказывала очень умные вещи — про присоединение разных фактур, про то, про се. И вот я ухожу от него, он подает мне пальто и говорит (а я ему говорила, что это будет "Аида" Верди): „А что, если перенести действие в Египет?“ Оно не было перенесено в Египет, но сзади стояли золотые колонны, откуда выходили персонажи Аиды».
Кама Гинкас, режиссёр, народный артист России: «Вырван колоссальный кусок мяса нашей жизни, кусок мяса из жизни нашей семьи. Потому что 34 года Сережа Бархин, Гетта, Кама, МТЮЗ — это была большая, серьезная, глубокая, очень любящая друг друга семья».
Сергей Бархин основал и много лет руководил кафедрой сценографии в ГИТИСе. Его приглашали с мастер-классами и лекциями в Италию, Испанию, Швейцарию, Японию и США.
Дмитрий Родионов, генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. Бахрушина: «Бархин — это живое дыхание русского театра. Его вечный поиск, его блестящее знание истории театра, владение стилями. Это художник, который сделал для будущего русского театра как ни один другой современный театральный сценограф. Он выпустил целую плеяду учеников».
В течение 25 лет он оформлял и иллюстрировал книги в издательстве «Искусство». Вместе с родной сестрой Татьяной Бархиной создал издательство «Близнецы», где в 2006 году выпустил свою книгу эссе и воспоминаний «Ламповая копоть» с множеством иллюстраций, и получил за нее приз «Лучшая книга по искусству». Он всегда жил, выглядел и мыслил как большой художник и артист, как рыцарь театра.
Ирина Разумовская