3 декабря 2020, 22:45 3 декабря 2020, 23:45 4 декабря 2020, 00:45 4 декабря 2020, 01:45 4 декабря 2020, 02:45 4 декабря 2020, 03:45 4 декабря 2020, 04:45 4 декабря 2020, 05:45 4 декабря 2020, 06:45 4 декабря 2020, 07:45 4 декабря 2020, 08:45

«Я современный кинематографист, потому что я жив». Жан-Люку Годару ‒ 90!

  • «Я современный кинематографист, потому что я жив». Жан-Люку Годару ‒ 90!
  • Картинка
    Жан-Люку Годару – 90
  • «Я современный кинематографист, потому что я жив». Жан-Люку Годару ‒ 90!
Анархист, революционер, нигилист, разрушитель устоев ‒ как только ни называют этого смелого и непочтительного к авторитетам режиссера. Он снимает кино на протяжении шести десятков лет и не перестает удивлять. Жан-Люку Годару ‒ 90.

 

Анархист, революционер, нигилист, разрушитель устоев ‒ как только ни называют этого смелого и непочтительного к авторитетам режиссера. Он снимает кино на протяжении шести десятков лет и не перестает удивлять. Жан-Люку Годару ‒ 90.

«Я пытался сделать нечто совсем иное. Но сегодня я жму только на одну кнопку». Весной этого года Жан-Люк Годар провел мастер-класс в Instagram (запрещена в РФ).

«Я смотрю французские информационные каналы. Другие ‒ редко. В основном информационные, чтобы быть немного в курсе. Если ничего нового не происходит, перестаю смотреть», ‒ рассказал Жан-Люк Годар.

Его новый сценарий ‒ о теленовостях. Даже их 90-летний мастер хочет режиссировать.

«Сама фигура кинематографиста им понимается максимально широко, поэтому, понимаю, по такому масштабу, может быть, сейчас уже есть некоторая ностальгия. Хочется видеть больше таких людей, которые просто берут на себя ответственность за гораздо большее количество вещей, чем просто снять хорошо какую-то сцену», ‒ говорит кинокритик Евгений Майзель.

Годару мало просто рассказать историю в своем фильме. Он делает это так, что сама форма рассказа обращает на себя внимание. Его эксперименты с изображением сегодня стали частью языка кино и телевидения. 

Годар первым придумал резать кинопленку как можно чаще. Этот рваный монтаж не только не нарушал повествования, но делал его динамичнее. Эффектнее создавал темп и ритм фильма, передавал состояние главного героя. Это открытие удивляло не только зрителей, но и коллег критиков.

«Он пришел в кино из критики, и его режиссура тесно связана с критической функцией. Потому что эти фильмы сняты не просто человеком, который хорошо понимает, как кино работает. Но эти фильмы вступают в диалог с другими экспертами», ‒ отметил Евгений Майзель.

Впрочем, диалог ‒ это не совсем про Годара. Для него, скорее, характерны лозунги. В 68-м он вообще призывал закрыть буржуазный Каннский фестиваль: «Ни один фильм не будет показан, пока у студентов и рабочих есть проблемы. Ни один фильм, ни Формана, ни мой, ни Полански, ни Трюффо». 

Сам он в это время занимался антикинематографом ‒ аналитическим постижением мира с помощью камеры. Фильм «Письмо Джейн» ‒ это часовой монолог, анализ фотографии актрисы Джейн Фонды во Вьетнаме. Средствами кино он анализирует работу СМИ. Источником вдохновения для Годара стала фигура советского режиссера Дзиги Вертова.

«Для него была важна сама фигура радикального кинематографиста, который отказывается от каких-то своих субъективных привычек, ставит киноаппарат на службу обществу и чрезвычайно творчески работает с материей через перестановку, через акцент, то есть монтаж является здесь очень важным политическим средством», ‒ пояснил Евгений Майзель.

За свои взгляды Годар однажды поплатился. В 85-м в режиссера швырнули торт, но он, облизнувшись, оценил иронию: «Да, я вижу это прекрасное немое кино, я его ощущаю». А потом на интервью не без удовольствия рассказывал, что торт был очень вкусным. Так отреагировать на провокацию мог только тот, кто сам был провокатором.

Обращение с экрана к аудитории Годар разрушил четвертую стену, позаимствовав этот прием у Бертольда Брехта.

«Годар, как и Брехт, думали о том, как может существовать театр и как может существовать кино, которое не было бы встроено так бесконфликтно и так вальяжно в эту самую капиталистическую, рыночную среду, как оно может не использовать зрителей, как потребителей, а вовлекать их и делать активными соавторами», ‒ уточнил Евгений Майзель.

В 2018-м эти самые «активные соавторы» объявили о «смерти» режиссера, запустив эту выдуманную новость в социальные сети. Правда, быстро исправились, наделав шуму, но не удивив самого Годара.

Новая цифровая реальность для него оказалась очень удобной средой, в которой стало возможно создавать сложные конструкции, посвященные исследованию образа в эпоху мультимедиа.

«Сама по себе эта цифровая среда стала для Годара стала не языком, но именно средой, в которой растворяются прочие медиа. Живопись, видеоарт, фотография и другие материалы и, конечно, какие-то натурные съемки», ‒ объяснил Евгений Майзель.

О себе Годар говорит кратко: «Я современный кинематографист, потому что я жив».

Станислав Анисимов

Новости культуры  

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация